Книга Премудрости Соломона
Книга Премудрости Соломона является классическим образцом философских произведений, созданных в среде евреев диаспоры в последние годы существования Второго Храма. Эта книга, в отличие от многих других произведений литературы псевдоэпиграфов, считалась авторитетным источником Божественной мудрости в христианской среде, хотя отцы церкви сомневались в авторстве царя Соломона. Христианские теологи, признавая ее важность в философском и богословском аспектах, отмечали отсутствие этой книги в еврейском каноне Библии. Например, по словам известного христианского богослова Иеронима Стридонского: «книги Премудрости Соломона у евреев не находится, да и самое изложение ее свойственно Греческому красноречию». До сегодняшнего дня эта книга дошла до нас в нескольких рукописях и переводах: греческом, коптском, арабском, славянском и латинском. Исследователи отмечают, что несколько частей этого документа имели, несомненно, древнееврейский или арамейский источник, и что наиболее древняя рукопись дошла до наших дней на греческом языке. Стиль и лексический анализ этого произведения подсказывают ученым, что его автор принадлежал к кругам эллинизированного еврейства Египта в начале первого века н.э. В древности автором данного текста считали еврейского философа из Александрии, Филона, жившего в начале первого века. В наше время его авторство не считается доказанным из-за несоответствия теологических установок Филона и неизвестного автора Книги.
Книгу Премудрости Соломона можно условно разделить на три части, тематически и стилистически не совсем похожие друг на друга. Так, в первой части Книги (главы 1-5) автор обращается к судьям, рассуждая о важности таких качеств человека, как справедливость и праведность, и о связи таковых с Божественной мудростью. Он восклицает:
“В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды”.
Во второй части (главы 6-11) речь идет о сущности понятия мудрости, и здесь автор излагает свою позицию такими словами:
“Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; она даже упреждает желающих познать ее. С раннего утра ищущий ее не утомится; ибо найдет ее сидящею у дверей своих. Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот. Ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними”.
А третья часть этого произведения (главы11-19) написана в стиле исторического экскурса, где Божественная мудрость описывается на примере таких событий, как выход евреев из Египта и крушение египетских идолов. Автор подчеркивает различие между представлениями о мире и Боге в иудаизме и в языческих культах. Он прямо называет идолопоклонников врагами народа Израиля, патетически восклицая:
“Самые же неразумные из всех и беднее умом самых младенцев — враги народа Твоего, угнетающие его. Потому что они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления ни глаз для зрения, ни ноздрей для привлечения воздуха, ни ушей для слышания, ни перстов рук для осязания и которых ноги негодны для хождения. Хотя человек сделал их, и заимствовавший дух образовал их, но никакой человек не может образовать бога, как он сам. Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мертвое; поэтому он превосходнее божеств своих, ибо он жил, а те — никогда”.
Несмотря на упоминание исхода из Египта и яркую проповедь достоинств единобожия и иудаизма, Книга Премудрости Соломона не вошла в библиотеку еврейской мысли. Она не обсуждается в Талмуде, хотя известно, что Рамбан (1195-1270) знал о ее существовании и упоминал об этом произведении в своем комментарии к Торе. Несмотря на отсутствие явных ссылок на эту книгу, в еврейских текстах можно найти немало примеров явного влияния Книги Премудрости на литературу иудаизма. Например, исследователи нашли удивительные параллели между текстом Книги Премудрости и таким известным литургическим произведением ашкеназских евреев, как пиют “Унтане токеф” (XI век). Эта молитва находится в праздничных молитвенниках (махзорах) на Рош ха-Шана и Йом-Кипур, а ее чтение является самым трогательным и драматичным моментом из праздничной службы в синагоге. В тексте молитвы “Унтане токеф” говорится о бренности человеческой жизни и величии Творца, пиют описывает людей такими словами:
“Воистину Ты их Создатель и Ты знаешь их побуждения, ведь они –- плоть и кровь. Человек появляется из праха и возвращается в прах. С опасностью для жизни он добывает себе хлеб свой, подобный хрупкому сосуду, траве засыхающей, цветку увядающему, тени преходящей, облаку исчезающему, дуновению ветра, пылинке витающей и сну мимолетному”.
Похожие мотивы можно найти и в Книге Премудрости – например, там есть такие строки:
“Случайно мы рождены, и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших — дым, и слово — искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша — прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается”.
Элохим, создающий Адама. Уильям Блейк (1795 – приб. 1805)
Надо отметить, что эти строки автор Книги вкладывает в уста эпикурейцев, которых он осуждает за неверие в Творца и в бессмертие души, восклицая:
“Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его”.
Другим примером связи между Книгой Премудрости и еврейскими источниками служат аналогии в описании египетских казней в этом псевдоэпиграфе и в тексте Пасхальной Аггады. Книга Премудрости напрямую затрагивает темы, близкие духу и идеям иудаизма времен Второго Храма. Но если в Аггаде сделан акцент на чудесный исход сынов Израиля из Египта и обретение ими свободы, то псевдоэпиграф, в основном, повествует о наказании язычников и торжестве истинной веры в Бога, спасителя Израиля. Ярко и образно описаны в Книге те кары, которые обрушил Всевышний на египтян-идолопоклонников:
«И тогда, как постигла их ужасная ярость зверей и они были истребляемы угрызениями коварных змиев, гнев Твой не продолжился до конца; но они были смущены на краткое время для вразумления, получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего: ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех. И этим Ты показал врагам нашим, что Ты — избавляющий от всякого зла: ибо их убивали уязвления саранчи и мух, и не нашлось врачевства для души их, потому что они достойны были мучения от сих. А сынов Твоих не одолели и зубы ядовитых змиев; ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их».
По мнению известного исследователя-библеиста К. Колера текст Книги чрезвычайно интересен для исследователей иудаизма времен Второго Храма, так его третья часть, повествующая об Исходе, была непосредственно связана с жизнью евреев александрийской диаспоры. Колер рассматривает третью часть Книги Премудрости как вариант древней Пасхальной Аггады, отличающейся от версии, дошедшей до наших дней. Он пишет:
«По-видимому, вся Книга, при близком рассмотрении, является частью Пасхальной Аггады, которую читали в Египте, учитывая нееврейское окружение. Соответственно, в ней часто встречаются аггадические истории, имеющие древнее происхождение. […] Философия автора этой Аггады – обособлена и враждебна нееврейскому миру, а не космополитична и всеобъемлюща, она утверждает спасение праведных и низвержение нечестивых».
Рассмотрение части Книги Премудрости, как некой альтернативной Пасхальной Аггады, делает ее неотъемлимой частью литературы иудаизма, интересной и для профессиональных историков, и для всех любителей еврейской словесности. Книга Премудрости Соломона является важной составляющей исторического, культурного, теологического и философского наследия еврейского народа, которая еще ждет углубленного изучения.