next perv

И дал Йифтах обет Господу



И дал Йифтах обет Господу, и далее – трагическая история дочери Йифтаха всегда волновала как комментаторов и исследователей Библии, так и литераторов и людей искусства. Оратории на эту тему принадлежат Генделю (1685 – 1759) и Кариссими (1605-1674). Джакомо Мейербер (1791 – 1864) написал на этот сюжет оперу. «Йифтах, судья Израильский» упоминается в шекспировском «Гамлете» применительно к судьбе Офелии, дочери Полония.  Пьесу, посвященную обету Йифтаха, сочинил в 1659 году голландский драматург Йоост ван ден Вондел (1587 – 1679). Исторический роман «Йифтах и его дочь» (1957) принадлежит перу Лиона Фейхтвангера (Wikipedia Jephtah). Рассказ имеет параллели в мировом фольклоре – ср. в древнегреческой мифологии историю царя Мидаса, который попросил бога Диониса, чтобы все, к чему он ни прикоснется, превращалось в золото. Он прикоснулся к дочери, и она превратилась в золотую статую.

Историю Йифтаха и его дочери часто сопоставляли с жертвоприношением Авраама. В отличие от Йицхака, дочь израильского судьи никто не приходит спасать в последний момент. Кроме того, Авраам действует по повелению Господа, тогда как в нашем рассказе инициативу проявляет сам Йифтах. Отношение к этой инициативе редко бывает положительным. Еще в книге пророка Йиримийау (Иеремии) содержится осуждение обычая «сжигать сыновей и дочерей в огне» (Иер 7: 31; ср. запрет «жертвы Молеху» в Лев 18: 21; 20: 2-5). Мудрецы Талмуда полагали, что обет был дан неподобающим образом (подробнее см. ниже; кстати, в Пятикнижии предусмотрена процедура отмены опрометчиво данного обета – Лев 5: 4-6. Согласно Таргуму Иерушалми ad loc., применить такую процедуру Йифтаху помешала гордыня. См. подробнее http://www.jewishencyclopedia.com/articles/8584-jephthah). Резко отрицательно к обету Йифтаха относился Иосиф Флавий. В наше время автор феминистского толка Филлис Трибл считает его излишним, потому что Йифтах и без того был охвачен духом Господним, и видит в обете Йифтаха свидетельство маловерия  израильского судьи: «Принесение (этого) обета есть акт неверности. Йифтах стремится скорее связать Бога, чем принять дар духа. То, что приходит к нему даром, он стремится заработать с помощью манипуляции.  Смысл его слов – сомнение, а не вера; стремление к контролю, а не храбрость. На такой обет божество не дает ответа» (Trible: 97. Ср. Ackerman: 124, n. 58, где можно найти библиографию феминистских работ на эту тему).

Неоднократно предпринимались попытки прочитать рассказ по-другому, с тем чтобы «облегчить» судьбу дочери Йифтаха и, возможно, снять с него обвинения (подробно об этом см. Marcus). В этом случае дело представляется так, что дочь не была принесена в жертву, а посвящена Богу и на всю жизнь осталась девственницей. Такая точка зрения (назовем ее точкой зрения «смягчителей») была представлена в еврейских комментариях Радака (12-13 вв.), Ральбага (13-14 вв.), Абраванеля (15-16 вв.), «Мецудат Давид» (18 в.), Мальбима (19 в.), а также в некоторых христианских комментариях. Среди художественных интерпретаций рассказа, основанных на таком прочтении, упомянем ораторию Генделя, где жертвоприношение останавливает ангел, как в истории Авраама. Среди современных исследователей точку зрения «смягчителей» отстаивал крупнейший израильский библеист Моше Вайнфельд, а также некоторые другие, менее известные авторы. Подробнее аргументы «смягчителей» мы рассмотрим ниже, при детальном анализе библейского рассказа.

 


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение


 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.