Изгнание гиксосов
Гиксосы были кочевыми скотоводческими племенами, жившими в Передней Азии. В середине XVII в. до н.э. они захватили власть в Нижнем Египте, основав собственную династию правителей. Свое название они получили от египетского выражения, означавшего «правитель (чужеземных) стран». Древние авторы отождествляли гиксосов с евреями, которые, как указывает Библия, при патриархе Иосифе переселились в Египет, где жили до времени Моисея.
Новые раскопки на Телль-Хабува (археологи считают, что там находился древний город Тхаро) свидетельствуют об изгнании гиксосов фараоном Яхмосом I в конце Второго переходного периода (18-16 века до н.э.). В это время, к концу среднего бронзового века, западно-азиатские (ханаанские) гиксосы управляли Нижним (Северным) Египтом. В 16-м столетии до н.э. Яхмос I сверг гиксосов и основал ХVIII династию и Новое царство Египта.
Недавние археологические открытия на Телль-Хабува пролили новый свет на военный поход Яхмоса. В ходе раскопок на участке, расположенном в 3,5 км к востоку от Суэцкого канала, были обнаружены скелеты со следами боевых ран. Их откопали в двухэтажных административных зданиях, относящихся ко времени власти гиксосов и Нового царства. Были раскопаны остатки сожженных зданий и огромные зернохранилища, способные накормить многочисленное войско египтян. Разгромив гиксосов и взяв город, Яхмос расширил его и построил поблизости несколько крепостей для защиты восточной границы Египта. Тхаро на Телль-Хабува был обнаружен в 2003 г., но до сих пор раскопаны только военная крепость Нового царства и зернохранилище. Эти открытия подтверждают важный эпизод в истории изгнания гиксосов, о котором было известно ранее из древних рукописей.
В этих рукописях говорится о гиксосах, а их изгнание описано в поздних древнеегипетских исторических хрониках. Египетский историк 3-го века до н.э. Манефон, чьи
полуфантастические истории послужили основой периодизации египетских царств, писал о наступлении гиксосов на Египет с севера и основании их постоянной столицы в Аварисе. Город был обнаружен в ходе известных раскопок в Телль эль-Даба. После изгнания гиксосов из Египта, сообщает Манефон, они странствовали по пустыне, пока не основали город Иерусалим.
Иосиф Флавий цитирует историю Манефона, отождествляя израильтян с гиксосами, однако многие современные ученые считают, что Манефон ошибочно объединил изгнание гиксосов и библейский рассказ. Манефон жил на много веков позднее этих событий и мог вольно или невольно соединить две разные истории. На самом деле разгром гиксосов Яхмосом произошел за столетия до принятой традицией даты Исхода евреев из Египта. К тому же, основные предпосылки истории гиксосов и Исхода разнятся: изгнанные гиксосы были правителями Египта, а не рабами, и их вытесняли, а не преследовали.
Изгнание гиксосов могло происходить не сразу, и поэтому все-таки есть основание читать тексты Манефона как рассказ об Исходе израильтян. После победы Яхмоса над гиксосами некоторые из них могли остаться в Египте, и, возможно, их поработили. Египетская царица Хатшепсут (1489 – 1469 гг. до н.э.) писала, что группе азиатов запрещено посещать Аварис, бывшую столицу гиксосов. Хотя второе изгнание гиксосов, возможно, все равно произошло за столетия до принятой в традиции даты Исхода. (Известный археолог Эммануэль Анати, например, не согласен с традиционной датой исхода и предлагает отнести ее к концу 3-го или началу 2-го тысячелетия до н.э. – прим. ред.) В любом случае, можно усмотреть параллели между этими событиями и ранними библейскими рассказами об изгнании Авраама, Сары и Лота из Египта в Книге Бытия, 12:19.
Реферат Наталии Буряковской по одноименной статье Ноа Винер