next perv

Жизнь и смерть даю я вам сегодня



Жизнь и смерть даю я вам сегодня (на выбор), благословение и проклятие, и выбери жизнь – на первый взгляд кажется, что выбор между жизнью и смертью народ осуществляет именно в тот момент, когда Моше говорит эти слова (ср., напр. Mann: 158; Millar: 43). Тем не менее, на протяжении всей этой сцены, как и всей книги, “народ безмолвствует”, и никаким образом не дает знать, какую возможность он выбрал. Представляется, что, как следует из предыдущих стихов (30: 16-18), выбор осуществляется в течение всей последующей истории Израиля – выбор между исполнением заповедей, которые дает Бог через Моше, и религиозно-культурной ассимиляцией и служением другим богам: благодаря смешению разных временный пластов, характерному для текста Второзакония и описанному в настоящем комментарии, призыв выбрать жизнь оказывается обращенным ко всем поколениям. Однако вызывает большое сомнение, насколько здесь, действительно, присутствует свобода выбора в нашем сегодняшнем понимании. Заранее предопределено, что израильтяне нарушат завет и “выберут смерть” (4: 25-26; 31: 16-18), во всяком случае, всезнающий повествователь и более поздний читатель знают, что именно такова и будет дальнейшая их история. Их трудно назвать “свободными моральными агентами”, как в духе западной этики, восходящей к Аристотелю, именует израильтян Millar (ibid.). Мотив “свободного выбора” приобретает здесь юридическую окраску – не случайно Моше в начале нашего стиха берет в свидетели небо и землю. Израильтяне не смогут сказать, что не были предупреждены, и таким образом “суд” между Израилем и Богом они неизбежно проигрывают, к чему, собственно, и стремятся, чтобы сохранить систему отношений с Богом и свою национально-религиозную идентичность (см. подробнее Slivniak: 15-17).


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение