next perv

Вернешься к Господу, Богу своему



Вернешься к Господу, Богу своему  корень “шин –вав – бет” šwb со значением “возвращаться, вернуться, вернуть” (Brown – Driver – Briggs: 996-1000) встречается в первых 11 стихах главы 7 раз, образуя их лейтмотив: несмотря на все нарушения и отступления, Всевышний оставляет путь к возвращению – наказывает, но завет не прерывает (см. введение в этот комментарий).  И обрежет Господь, Бог твой, твое сердце и сердца твоего потомствабуквальный перевод: ср.10: 16 и комментарий к этому стиху. Более идиоматично можно было бы сказать «И сорвет Господь, Бог твой, шелуху с твоего сердца и с сердец твоего потомства.» Заметим, что, если в первой части книги “сорвать шелуху с сердец” должны были израильтяне, то теперь это сделает сам Бог. С этой оптимистической, но вполне реально выглядящей картиной “светлого будущего” можно сопоставить пророчество Йирмийау (Иеремии): ” Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый договор, не такой договор, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот договор Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот договор, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомню более” (Иер 30: 31-34; Синодальный Перевод с изменениями). В отличие от Второзакония, где Бог “срывает шелуху” с сердец израильтян, чтобы они лучше понимали и соблюдали Тору, здесь потребности в письменном тексте Торы вообще не возникает – предсказанный пророком “новый договор” (образ, использованный впоследствии в христианском  “новом завете”) записывается непосредственно “на сердцах”, и людям даже не придется учить ему друг друга (какой контраст с педагогическим пафосом Второзакония!).


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение