next perv

Вино в Пятикнижии



Отрывок из книги “Красное, белое и бело-голубое”,  Москва, “Мосты культуры”, 2018

1. Первое упоминание о винограднике и о вине мы находим в главе Ноах, т.е. в главе о Ное. О Ноахе сказано, что он был человеком праведным и богобоязненным.

В Торе нет лишних слов и, значит, праведность и богобоязненность не одно и тоже и люди верящие в Бога, от этого автоматически не становятся праведниками.

Ноах жил в то время, когда вокруг него все люди испортились и превратились в злодеев, а быть праведником среди злодеев это совсем не то же самое, что быть праведником среди обычных людей.  История Ноя известна всем и повторять мы её не будем, но вот что удивительно: спустившись из ковчега на сухую землю, Ной первым делом возблагодарил Бога и принёс ему жертвы и вслед за этим посадил виноградник, выпил вина и опьянел, как будто у него не было других, более неотложных дел. Обсуждать это можно почти бесконечно, что и было сделано многочисленными комментаторами Торы и авторами произведений искусства, но от этого факт не становился менее удивительным.

Таким образом, вино это первый продукт, произведённый людьми и, надо думать, очень важный продукт.

2.Второе упоминание о вине мы встречаем в главе Лех Леха книги Берешит, где идёт речь о том, что после того, как Авраам освободил Лота из плена, окрестный царёк, очевидно желая задобрить победителя вынес хлеб и вино, т.е. вино встречается в ТАНАХе раньше хлеба, что неудивительно и с научной точки зрения.

3.Следующее упоминание о вине мы находим в главе Ваера книги Берешит и оно связано с именем Лота, племянника Авраама. История Лота некоторым образом, похожа на историю Ноя.

Господь истребил нечестивцев Содома и Гоморы, жена Лота превратилась в соляной столб и Лот оказался в пещере в обществе своих дочерей. Дочери Лота решили, что им не от кого продолжить род, напоили своего отца вином и зачали от него, т.е. вино помогло и очень помогло продолжить род Ноя.

4.Следующее упоминание о вине мы находим в главе Толдот книги Берешит и связано это с благословением Ицхаком своего сына Яакова на первородство.

Современному человеку эта история может показаться не совсем красивой, поскольку Ривка  подучила Яакова переодеться в Эсава и, что греха таить, обмануть Ицхака. Но Ривка хорошо знала своих сыновей и понимала, кто должен продолжить род, идущий от Авраама.

Тем же, кто испытывает неловкость по этому поводу я могу только посоветовать вспомнить, часто ли ошибались их еврейские мамы, когда речь шла о судьбе детей.

Так или иначе, но после благословения Ицхак попросил у Яакова дичи и вина и ел и пил. Упоминание вина наводит на мысль, что всё было сделано правильно.

5.Далее вино упоминается в рассказе об Йосефе, проданном в рабство начальнику телохранителей фараона Потифару.

Жена Потифара, мягко выражаясь, женщина легкомысленная, воспылала к Йосефу нежными чувствами и хотела затащить его в свою постель, а когда Йосеф убежал, оставив у неё в руках свою одежду, она наябедничала на него своему грозному мужу и тот бросил Йосефа в темницу.

В тюрьме вместе с Йосефом  оказались двое царедворцев – главный виночерпий фараона и его главный пекарь, которые в чём-то провинились и ожидали в тюрьме своей участи. Йосеф умел толковать сны и его товарищи по несчастью обратились к нему за толкованием снов, которые они увидели в тюрьме. Прежде, чем продолжить нашу историю (вернее, историю Йосефа) заметим, что у фараона был главный виночерпий, сомелье, как говорят сегодня, т.е. вино пили в древнем Египте и не просто пили, но и обставляли это подобающим образом.

Главный виночерпий рассказал Йосефу, что видел во сне три корзины винограда и очень профессионально изложил, как он срезает гроздья с  побегов, выжимает сок в бокал и подаёт его фараону.

Тут интересны сами детали, свидетельствующие о высоком  уровне виноградарства и виноделия в древнем Египте. Интересно также и то, что как выяснили археологи, в Египте эпохи фараонов производили, около десяти разных сортов вин.

Йосеф напророчил главному виночерпию, что через три дня фараон вспомнит о нём, простит и вернёт его к исполнению обязанностей главного виночерпия.

Затем свой сон рассказал главный пекарь. Ему приснились три корзины с хлебом, которые расклёвывают птицы. Ему Йосеф напророчил, что через три дня фараон вспомнит о нём и велит его казнить.

В этой истории снова соседствуют хлеб и вино, но оказывается, что заниматься вином безопаснее, чем иметь дело с хлебом.

6.Следующее упоминание о винограде и вине мы находим в главе «Вайехи» книги Берешит. Привожу текст, здесь и далее в переводе Давида Йосифона по изданию «Мосад арав Кук».

«Егуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклоняются тебе сыны отца твоего. Молодой лев Егуда, от растерзания, ты, мой сын, отошёл. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдёт скипетр от Егуды и законодатель из среды потомков его, доколе не придёт в Шило, и ему – повиновение народов. Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою и в крови гроздьев одеяние своё. Красны очи от вина и белы зубы от молока».

Языком перевода Давида Йосифона сегодня никто не говорит, но это не мешает нам почувствовать красоту поэтического отрывка, прославляющего Егуду и именно образ виноградной лозы выбран в качестве поэтической метафоры.

А если говорить об использовании образов винограда и вина в литературе вообще – и в поэзии и в прозе, то примеров привести можно бесконечное количество.

Кстати, из вышеприведённого отрывка мы узнаём, между прочим, что в древности вино использовалось в качестве красителя.

7.Из главы «Тецаве» книги «Шмот» мы узнаём о том, что Бог велел Моше использовать вино в жертвоприношениях. Не будем входить в детали, т.к. это выходит за рамки наших возможностей. Отметим только, что, хотя сегодня мы и не приносим жертвы, но роль вина в нашей жизни не теряет своей значимости.

8.Следующее упоминание, (скорее, предостережение) о вине мы находим в главе «Шмини» книги «Ваикра». Приведём его целиком.

«И сказал Господь Аарону, говоря: Вина и шейхара на ней ни ты, ни сыны твои с тобою, когда входите в шатёр собрания, дабы вы не умерли; это устав вечный в роды ваши, дабы могли различать между священным и несвященным, и между нечистым и чистым, и научить сынов Исраэйлевых всем уставам, которые изрёк им Господь через Моше ».

Комментировать этот отрывок нет необходимости.

9.В главе «Эмор» книги «Ваикра» вино вновь упоминается в связи с жертвоприношениями, поэтому останавливаться на этом не будем, однако, обратим внимание на то, что вино было частью жертвоприношения, важнейшей части общения еврейского народа с Богом в то время. Жаль, что в наше время это не так.

10.В книге «Бамидбар», в главе «Насо» сказано: «И Господь говорил Моше так: Говори сынам Израиля и скажи им: если мужчина или женщина даёт строгий обет назирейства, чтобы посвятить себя в назиры Господу, то от вина и шехара должен воздержаться; уксуса вина и уксуса шехара не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и виноградин свежих или сухих не есть. Во все дни назирейства его, ничего, что делается из винограда, от зёрен до кожицы, ему не есть.»

То есть, тот, кто посвятил себя особому служению Господу (дал обет назирейства) должен воздержаться не только от употребления вина (что было бы понятно, т.к. вино содержит алкоголь), но должен не употреблять ничего, что сделано из винограда, т.е. винограду придаётся некий, как говорят сегодня, сакральный смысл.

Здесь интересно то, что о других алкогольных напитках, например, о пиве, речи нет.

11.В продолжение этой темы далее в той же главе нам рассказывают, что после исполнения обета назирейства приносится специальная жертва и подчёркивается, что после этого назир снова может пить вино. Отсюда напрашивается вывод о том, насколько вино было важным и желанным для наших предков.

12.Особое значение для нас, живущих в Эрец Исраэль имеет глава «Шлах» книги «Бамидбар». В этой главе рассказывается о том, что пройдя часть пути из Египта через Синайскую пустыню и часть нынешней территории Иордании бней-исраэль остановились в пустыне Паран. Точно это место неизвестно и на этот счёт существуют разные мнения. Будем считать условно, что это где-то немного южнее Мёртвого моря на территории Иордании. Дальше происходит следующее:

«И Господь сказал Моше, говоря: Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кнаанскую, которую я даю сынам Израиля; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моше из пустыни Паран по слову Господню… »

Моше дал разведчикам точные инструкции куда им идти и что именно разведать и те отправились на разведку.

Интересно, что Тора специально отмечает «Время же то было временем созревания винограда», т.е. даже для определения точного времени события используется виноград. Далее «дошли они до долины Эшкол, и срезали там ветвь с одною гроздью винограда, и понесли её на шесте вдвоём» – снова виноград и именно виноград выступает в качестве мерила обильности Кнаанской (на тот момент) земли.

Но, когда разведчики вернулись и рассказали всем, что они видели, то оказалось, что только двое из них – Калев бен-Ифунэ и Егошуа бен-Нун были убеждены, что бней-Исраэль справятся с сильными народами-великанами  (у страха глаза велики), населяющими Эрец-Кнаан, а остальные десять «распускали худую молву о земле, которую обозрели».

Далее «подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и на Аарона все сыны Израиля, и сказала им вся община: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Господь ведёт нас в землю эту, чтобы пали мы от меча?»

Этот эпизод и эти вопли кое-что напоминают нам из нашей истории, не правда ли?

Вообще вся глава наполнена наивысшим напряжением и драматизмом.

Господь решает уничтожить народ, не верящий в божественный завет и, вместо этого народа, дать Моше другой, надо полагать, получше.

Моше проявляет качества выдающегося дипломата и психолога и убеждает Бога не уничтожать еврейский народ (история повторяется?), а Господь велит Моше сорок лет водить евреев по пустыне, чтобы вымерло племя рабов, а в Эрец-Исраэль вошли бы свободные люди (наводит на размышления?).

Возвращаясь к нашей теме заметим, что в конце главы Господь велит принести ему жертву после того, как бней-Исраэль войдут в Эрец-Исраэль и частью этой жертвы должно быть вино!

12.Глава «Хукат» книги «Бамидбар», в частности, повторяет уже рассказанную историю. Постранствовав некоторое время после инцидента в пустыне Паран еврейский народ попадает в безводную и лишённую растительности пустыню Цин. «И не было воды для общины, и собрались они против Моше и Аарона. И спорил народ с Моше, и сказали так: о, если бы умерли тогда, (в пустыне Паран, где Господь всё-таки умертвил несколько человек) и мы, когда умерли братья наши перед Господом.»  И далее «И для чего вывели вы нас из Египта? Чтобы привести нас в это дурное место, лишённое посева и смоковниц, и винограда, и гранатовых яблок, (где) и воды нет для питья».

Снова виноград выступает мерилом хорошей жизни в представлении наших предков, с чем нельзя не согласиться.

13.В главе «Пинхас» книги «Бамидбар» речь идёт о разделе Эрец-Исраэль между коленами и жертвах, которые нужно приносить ежедневно и частью которых является вино.

14.Глава «Экев»  книги «Дварим» начинается так: «И будет, за то, что будете слушать законы эти и хранить и исполнять их, то хранить будет Господь, Бог твой, для тебя союз и милость, о которых он клялся отцам твоим». И далее, «Господь, Бог твой, ведёт тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах. В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в Землю масличных деревьев и мёда. В Землю, в которой без скудости есть будешь хлеб, не будешь иметь в ней недостатка ни в чём…».

Эти божественные обещания комментировались бессчётное число раз и тут нужно сказать или очень много или ничего, мы выберем второй путь.

14.В главе «Реэ» книги «Дварим» говорится: «Отделяй десятину от всех плодов посева твоего, который приходит с поля ежегодно. И ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое он изберёт для водворения там имени своего…»

Если же окажется, что место, где нужно есть десятину далеко, то следует обратить десятину в деньги, прийти в нужное место и там «отдавай серебро это за всё, чего пожелает душа твоя», в частности, за вино и «ешь там, там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твоё».

Тут есть всё – и божественная заповедь, и устройство семейной жизни и зачатки экономики и, главное для нас – вино!

15.В главе «Ки таво» книги «Дварим» приведены страшные предостережения Бога сынам Израиля. Писать об этом тяжело, но необходимо.

«И будет, если не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, чтобы строго исполнять заповеди Его и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.» Далее «С женой обручишься, а другой будет спать с ней; дом выстроишь, но не будешь жить в нём; виноградник насадишь, но не почнёшь его.» Далее «Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить…» После этого «Подымет Господь на тебя народ издалека, от края земли; как орёл налетит народ, языка которого ты не поймёшь. Народ наглый, который не уважит старца и юноши не пощадит.»  И в конце концов «рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли…»

Выводы делайте сами.

16.Глава «Гаазину» книги «Дварим» – это, в некотором роде завещание Моше Рабейну, его обращение к сынам Израиля перед смертью. В этом завещании он, говоря о врагах Израиля, подчёркивает: «Ведь от лозы винограда Содомского лоза их, и с полей Аморских виноградины их – ягоды ядовитые, «гроздья горькие у них;  яд змеиный – вино их» и ещё «где боги их, твердыню, на которую они полагались, которые ели тук жертв их, или вино возлияний их».

Очень интересное место, наводящее на размышления о том, кто на кого и как влияет в мире зла.

Книгу Меира Барга “Красное, белое и бело-голубое” можно приобрести в интернет-магазинах Озон и Лабиринт.

 


ОТПРАВИТЬ

*

ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение