next perv

Умножение мозаичных рыб



Многофигурная мозаика, найденная на полу церкви на берегу озера Кинерет, судя по всему, изображает евангельское чудо преумножения рыб, когда Иисус накормил 5 тысяч человек двумя рыбами и пятью хлебами.

По византийским стандартам, мозаичный пол т.н. Сожженной церкви, найденной археологами в Сусите (Гиппосе),  является вполне заурядной работой с точки зрения как техники, так и сюжета. Тем не менее, стоя среди руин на продуваемом всеми ветрами холме, легко можно представить, что чувствовали первые христиане, совершавшие богослужение в этой церкви, откуда открывался прекрасный вид практически на все Генисаретское (Тевериадское) озеро.

«Глядя вниз, они, возможно, думали о чудесах, которые Иисус творил на этом озере, расстилавшемся внизу», – говорит др. Михаэль Айзенберг, руководящий раскопками в Сусите вместе со своей коллегой по Хайфскому университету др. Арлетой Ковалевской. А взглянув на церковный пол, верующие видели изображение одного конкретного чуда.

Гиппос (Сусита). Развалины одной из церквей

Сожженная церковь – один из, по меньшей мере, семи христианских храмов города, который римляне называли Антиохия Гиппос, а евреи, на арамейском,  Суситой. Церковь была раскопана в июле. Керамика и другие признаки позволили датировать ее V веком.  Свое название церковь получила, поскольку погибла во время пожара, когда обрушилась церковная крыша. Образовавшийся слой пепла на несколько веков защитил мозаичный пол от палящего ближневосточного солнца.  В результате сохранилась большая часть мозаик, украшавших неф, апсиды и боковые притворы. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

В течение нескольких недель после обнаружения 90 процентов мозаик Сожженной церкви были очищены и законсервированы Яной Виткаловой, специалистом Управления древностей.  Впервые за 1600 лет ставший доступный зрителям,  мозаичный пол радует яркими красками, а изображенный сюжет не оставляет никаких сомнений.  Неф украшают две композиции из трех рыбин: маленькой, средней и большой и жирной. Большая рыбина словно улыбается. Мозаика в апсиде, напротив, изображает двух рыб – в точном соответствие с евангельским сюжетом. Эти рыбины изображены в геральдической позиции, мордами друг к другу – в отличие от рыб в нефе.

Не забыт и хлеб. На мозаичном полу Сожженной церкви художник изобразил корзины, в каждой из которых пять хлебов. «Их ровно пять – не три и не шесть. Их цвет, возможно, связан с разными сортами муки, пшеничной и ячменной» – говорит Айзенберг.

Археологи, раскопавшие Сожженную церковь, так же обнаружили греческие надписи с таким количеством ошибок, что исследователи предположили, что к тому времени местные жители уже плохо знали греческий. Им удалось расшифровать одну надпись, согласно которой церковь была построена в память о Феодосии.  Что это за Феодосий, неизвестно.

Раскопками в северо-западной части Суситы, где была найдена Сожженная церковь, руководит сотрудница Хайфского университета Джессика Рентц. «Похоже, ей улыбнулась Тихе, греческая богиня удачи. Найти в византийской церкви многоцветный мозаичный «ковер» в первый же сезон раскопок – невероятное везение! А уж найти мозаику, непосредственно связанную с чудом, сотворенным Иисусом – воистину, подлинное чудо», – улыбается Айзенберг.

«Надеюсь, что найденные надписи позволят получить важную информацию о местной общине, ее верованиях и благочестии», – говорит Рентц.

Художник, украшавший Сожженную церковь (или его заказчик), похоже, испытывал отвращение к пустому пространству. Поэтому пол усеян изображениям всевозможных птиц,  рыб (древнейший христианский символ), а так же двенадцати корзин с хлебами и фруктами, в числе которых этроги и гранаты.

Рыба упоминается в истории о чудесной рыбалке, описанной у Луки и Иоанна. Будущий ученик и последователь Иисуса Симон был рыбаком из Капернаума. Как-то раз ловля оказалась неудачной. Тогда Иисус велел ему снова закинуть невод:

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

Лука, 5:5-10

Кроме того, в Новом Завете рассказывается, как Иисус накормил множество голодных несколькими хлебами и рыбами. Первое чудо,  «Насыщение 5000 людей» является единственным чудом (кроме воскресения), которое присутствует во всех четырех канонических Евангелиях (Мф. 14:13-21, Мк. 6:31-44, Лк. 9:10-17 и Ин. 6:5-15). Это чудо также известно под названием: «Чудо пяти хлебов и двух рыб». Второе чудо,  «Насыщение 4000 людей» oписано в Евангелиях от Марка (Мк. 8:1-9) и Матфея (Мф. 15:32-39), однако отсутствует в Евангелиях от Луки и Иоанна. Это чудо также известно как: «Чудо семи хлебов и рыб».

Согласно Марку, Чудо пяти хлебов выглядело так:

И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,- отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

Марк, 6:35-44

«С учетом женщин и детей, пяти хлебов двух рыб должно было хватить на 12 с лишним тысяч человек», – говорит Айзенберг.

Ламберт Ломбард, Умножение хлебов и рыб

Где именно произошло это чуда, евангелисты не сообщают. Однако согласно традиции, это произошло в Табхе, на противоположном от Суситы берегу озера. Однако нельзя исключить,  что в те времена существовала и другая традиция, согласно которой чудо произошло именно в Гиппосе.  Причем, по словам Айзенберга, помимо мозаик, найденных в Сожженной церкви, в пользу этой гипотезы так же свидетельствует следующее. Согласно евангелию от Иоанна, накормив 5 тысяч голодных Иисус отправил своих учеников на западный берег Кинерета, в Капернаум: «Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум (Ин, 6:16-17). Если, говорит Айзенберг,  Капернаум находился на противоположном берегу от места, где произошло чудо, логично предположить, что оно произошло в Гиппосе – вернее, не в самом городе на вершине холма, но где-то в окрестностях.

В Табхе находится современная католическая церковь Умножения хлебов, построенная в 1982 году. Однако относительно двух других древних церквей утверждаются, что они были построены именно там, где произошло данное чудо. Старейшая из них датируется IV веком. В ней сохранился фрагмент византийской мозаики, где так же изображена корзина с хлебами, однако там их не пять, а всего четыре.

Как уже было сказано,  Сожженную церковь украшают изображения двенадцати корзин с хлебами и фруктами.  Это так же соответствует евангельскому сюжету: как уже было сказано, после того, как Иисус накормил всех голодных, «набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов».  Таким образом, этот элемент мозаики так же связан с чудом преумножения.

С рыбами, изображенными на мозаиках Сожженной церкви,  связана еще одна загадка: они совершенно не похожи на рыб, которые водятся в Кинерете!

Исконной для озера рыбой является тиляпия,  которую на иврите называют амнун, на арабском мушт, а в по-английски – рыбой святого Петра. Однако, как утверждает профессор Моше Гофен, специалист по мозаичным изображениям рыб в районе Кинерета, в церкви в Гиппосе изображены совсем другие рыбы, скорее всего, выловленные в Ниле: у рыб на мозаиках два спинных плавника, тогда как у кинеретских – только один.

Возможно, предполагают исследователи, мастер, работавший в Сусите, был родом из Египта. Или же в местной мастерской были образцы с изображением египетских рыб, которые художник просто скопировал вместо того, чтобы ломать голову и интересоваться обликом местной фауны.

Богиня Тихе, возможно, улыбнулась израильским археологам, однако к самой Сусите она была не столь благосклонной: в 749 году он был разрушен землетрясением. Впрочем, к этому времени Сожженная церковь уже стала историей. Археологи убеждены, что она сгорела гораздо раньше, возможно, во время персидского вторжения, активно поддержанного местными иудеями. Согласно христианским источникам,  эта кампания сопровождалась массовым разрушением церквей. В частности, тогда же была сожжена и первоначальная церковь в Табхе.

По материалам газеты Ha-Aretz.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.