next perv

Свиток Торы, спасенный муфтием



Холокост это не только гибель миллионов людей и истребление целых общин, но и уничтожение сотен тысяч еврейских книг, в том числе свитков Торы. Как пишет Андрес Ридел в своей книге «Книжные воры», только в 1938 году, во время и после Хрустальной ночи,

В сотнях городов библиотеки синагог были разграблены нацистами и местными жителями, которые тащили свитки Торы, Талмуд и молитвенники на улицы, разрывали их на части, топтали и сжигали. Как и в 1933 году, уничтожение литературы проходило в ритуальной, праздничной атмосфере, которая зачастую привлекала тысячи участников и зевак. В маленьком городке Бадене нацисты маршем прошли по улицам со свитками Торы, прежде чем наконец бросили их в огонь. В еврейском квартале Вены писания и религиозные артефакты из ряда синагог были собраны в большую кучу, а затем сожжены. В Гессене свитки Торы выбрасывались на улицы, где дети из Гитлерюгенда катались на велосипедах по священным текстам. В маленьком городке Херфорде в Западной Германии дети вырезали из них конфетти для народного праздника. В других местах еврейскими текстами якобы подтирались вместо туалетной бумаги и играли в дворовый футбол. Во Франкфурте евреев вынуждали рвать и жечь свитки Торы и другие религиозные писания.

Тем приятнее читать о случаях, когда священные свитки были спасены и возвращены евреям. Об одном из подобных случаев недавно рассказал Хен Малуль, сотрудник Национальной библиотеки Израиля и постоянный автор ее блога.

Свиток, о котором идет речь, был написан в Испании в XVI или XV веке. В какой-то момент он оказался на острове Родос, в синагоге Кахаль Шалом, старейшей, на сегодняшней день, синагоге на территории современной Греции. Скорее всего, его привезли с собой евреи, изгнанные из Испании, или их потомки, поселившиеся на Родосе.

Первые свидетельства еврейского (сефардского) присутствия на Родосе относятся к эпохе османского владычества. К завоеванию острова, принадлежавшего рыцарям-госпитальерам, турки приступили в 1480 году, и окончательно захватили его в 1522, когда султан Сулейман Великолепный высадился на Родосе во главе 100-тысячной армии. По преданию, султан даровал родосским евреям ряд привилегий, включая освобождение от налогов на сто лет. На остров начали переселяться сефарды из Салоник, Измира, Стамбула, Иерусалима; главным образом это были изгнанники из Испании и Португалии или их потомки.

С XVI веке Родос стал одним из центров еврейской учености. На острове действовала йешива, появились новые талмуд-торы. Среди раввинов Родоса наибольшей известностью пользовались Иегуда Ибн-Верга (16 в.), Моше Буссал (XVII в.)  и Иехиэль Бассан (XVIII в.). В XVI веке на острове жил поэт Иехуда Зарко.

Родос, синагога Кахаль Шалом, современный вид

Остров оставался турецким до 1912 года, когда в результате итало-турецкой войны он отошел к Италии. И при турках, и при итальянцах еврейская община острова процветала. В середине двадцатых годов прошлого века евреи составляли до четверти населения города Родос.  Однако в 1943 году, после свержения Муссолини, остров заняли немцы, и в июле 1944 года местные евреи были отправлены в Аушвиц.

Буквально за несколько дней до депортации членам общины удалось вынести из синагоги свитки Торы, которые были отданы на хранение муфтию острова, шейху Сулейману Казилоглу. Муфтий спрятал свитки под минбаром (кафедрой) городской мечети, справедливо полагая, что это последнее место, где нацисты станут их искать.

В Аушвице погибло 1673 родосских еврея. Около пятидесяти (по двугим сведениям, около двухсот) человек сумел спасти турецкий консул Селахаттин Улькюмен, заявивший, что речь идет о турецких подданных. (В действительности гражданами Турции были лишь некоторые из них). В частности, консул заявил, что супруги обладателей турецкого гражданства так же являются гражданами. В 1989 года Улькюмен был удостоен звания  Праведника народов мира.

Селахаттин Улькюмен

После Второй Мировой войны свитки Торы были возвращены немногочисленным членам родосской общины. В церемонии приняли участия бойцы Еврейской бригады, воевавшей в составе Британской армии.

В июне 1999 года Жаклин Бенатар и ее сестра Мирьям Пимента Бенатар передали старинный родосский свиток Национальной библиотеке Израиля, в память о погибших в годы войны евреев Родоса, в числе которых оказались родители этих женщин. Пожертвование было сделано по инициативе Моше Сориано, президента еврейской общины Родоса.

Евгений Наумов

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.