next perv

Смысл еврейских обычаев: месяц элуль



Предисловие переводчика

Р. Авраам-Ицхак Шперлинг (1850-1920) – известный львовский раввин, талмудист и резник, опубликовал свою книгу Таамей ѓа-минхагим («Смысл еврейских обычаев») в 1890 году. Этот небольшой труд стал одним их самых популярных компендиумом ашкеназских обычаев, происхождение и смысл которых р. Шперберг объяснял на основании Талмуда, галахических кодексов, библейских комментариев и сочинений хасидских учителей.

Для современного читателя знакомство с этой книгой может быть интересно по нескольким причинам. Во-первых, она поможет лучше понять еврейские обычаи и ритуалы современного (ашкеназского традиционного) иудаизма, чьи обычаи и практики мало изменились со времен р. Шперлинга. А во-вторых, книга приоткрывает внутренний мир местечкового еврейства, чьи уклад и паттерны мышление еще не были затронуты ветрами модернизации.

На русском языке все материалы публикуются впервые.

Евгений Левин

 

МЕСЯЦ ЭЛУЛЬ

Вопрос: Каково происхождение обычая начинать трубить в шофар в элуле и трубить весь месяц?

Ответ: В новомесячье элуля Моше взошел на гору Синай, чтобы получить вторые скрижали. В это время в стане Израиля был слышен звук шофара, призывающий раскаяться в грехе поклонения золотому тельцу. Поэтому мудрецы постановили трубить в шофар весь месяц элуль, начиная с новомесячья, чтобы побудить людей к раскаянию.

Тур, 581; Пиркей де-рабби Элиэзер

 

Вопрос: Почему принято вставать рано утром и читать покаянные молитвы (слихот)?

Ответ:  В Талмуде сказано, что ночью Святой, благословен Он, «плавает по восемнадцать тысячам миров» (Авода Зара, 3б).  Поэтому это время благоприятно для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой и просьбами.

 

Вопрос: Почему принято, чтобы тот, кто вел молитву во время слихот, вел в этот день и утреннюю, и дневную молитвы?

Ответ: Потому, что тому, кто начал заповедь, пристало ее закончить.

Левуш 581

 

Вопрос: Каковы тринадцать атрибутов Всевышнего, которые перечисляют в слихот?

Ответ:  Они перечислены в Шмот, 34:6-7:

  1. 1 и 2)  Господь, Господь:

Имя Господь обозначает божественное милосердие. Оно повторено дважды, ибо мудрецы разъясняли: «Я – [Господь Милосердный] прежде, чем совершит человек грех, и Я -[Господь Милосердный] после того, как совершит человек грех и раскается»

(Рош ѓа-Шана, 17б).

  1. 3) Бог

Всемогущий Владыка вселенной, повелитель природы и людей. (Рош ѓа-Шана, 17б).

  1. 4) Милостивый

Он полон жалости к человеческим слабостям.

  1. 5) Милосердный

Помогающий и поддерживающий, утешающий страдающих и подымающий упавших.

  1. 6) Долготерпеливый

Дающий грешнику множество шансов исправиться.

  1. 7) Великий в благодеянии

Дарующий человеку больше благ, чем тот заслуживает.

  1. 8) И истине

Он верен себе, осуществляя Свой план избавления человечества и награждения исполняющих Его волю.  

Заметь, что здесь, как и везде в Торе, атрибут милосердия упомянут прежде атрибута истины. Это учит нас, что всегда нужно говорить правду, но делать это милостиво и милосердно.

  1. 9) Сохраняющий милость для тысяч родов

Помнящий добрые дела предков до тысячи родов, хранящий награду даже для дальних потомков.

  1. 10) Вину

Снисходительно относящийся к прегрешениям, Своим прощением возвращающий душам прежнюю чистоту.

«Вина» (авон) – грех, совершенный намеренно

  1. 11) И преступление

Злонамеренные преступления и бунт против Святого, благословен Он.

  1. 12) И грех

Прегрешения, совершенные по ошибке или небрежению.

  1. 13) Прощающий

Прощающий раскаявшегося; Он милостив, милосерден и снисходителен.

Принято, что кантор произносит: «И прошел Господь пред лицом его, и возгласил Господь»,  а община хором продолжает: «Господь, Господь,  Бог милостивый и милосердный…»

Абудраѓам

 

Написано в книге Кицур Шла: слихот желательно произносить стоя. И безусловно нужно стоять, произнося Тринадцать атрибутов и «Бог- Царь, восседающий на престоле милосердия».

 

Вопрос: Почему, читая слихот,  ведущий молитву облачается в талит, хотя по закону в такое время цицит не надевают?

(Поскольку цицит должен быть зримым напоминанием, его не надевают, когда снаружи еще слишком темно, чтобы его разглядеть).

Ответ: Поскольку в Талмуде сказано: «Святой, благословен Он, облачился [в талит], как посланник общины, и, показав Моше порядок молитвы, сказал ему: «Всякий раз, как согрешит Израиль, пусть молится предо Мной так [произносят 13 атрибутов], и Я прощу им грехи» (Рош ѓа-Шана, 17б).

ТаЗ 581:2

 

Вопрос: Почему исповедь, которую произносят во время слихот, составлена во множественном, а не в  единственном числе («согрешили», а не «согрешил», и т.д.)?

Ответ: Рабби Ицхака Лурию, величайшего каббалиста, как-то спросили: почему исповедь составлена во множественном числе? Он ответил: потому что Израиль – единое целое, неотъемлемой частью которого является каждый еврей. Поэтому все члены этого «тела» ответственны за все, каждый – сторож брату своему. И если другой еврей согрешил, это как будто я сам согрешил.

Даже если человек молится один дома, он должен читать «Согрешили» во множественном числе, ибо все – поручители друг за друга.

Йесод ѓа-Тшува, 6

 

Мы берем на себя бремя чужих грехов, ибо знаем, что община в целом несет ответственность за большую часть прегрешений. На что это похоже? На человека, сверлящего дырку в днище лодки, и отвечающего протестующим спутникам: а вам что за дело, ведь дырка – только под моей лавкой?  Глупец! – скажут ему, – разве ты не понимаешь, что стоит воде хлынуть сквозь дыру под твоей лавкой, она заполнит всю лодку, и все мы потонем.

 

Вопрос: Что означают слова исповеди: «За грех, который мы совершили речением уст?»

Ответ: Речь идет о грехе, когда человек раскаивается только на словах, но не в сердце.

 

Рабби Йешая Гурвиц (святой Шла) говорил: тот, кто исповедуется, но не от всего сердца, будет сурово наказан.  Ибо это выглядит так, будто тот, кто исповедуется, надменен и высокомерен, как бы говоря: «Кто надо мной хозяин?».

 

Вопрос: Почему не благословляют наступающий месяц накануне тишрея?

Ответ: Для того, чтобы Сатан-обвинитель не проведал, когда точно будет День Искупления, и не успел подготовить обвинение против народа Израиля. На это намекает стих: «Трубите в шофар в новомесячье, в тот день, когда месяц скрывается, в праздничный день наш» (Теѓилим, 81:4). И говорили мудрецы: Что же это за праздник, когда месяц скрывается? Это только Рош ѓа-Шана» (Рош ѓа-Шана, 8б), ибо накануне Новолетия месяц «скрывают», чтобы обмануть Сатана-обвинителя.

 

Вопрос: Почему в шофар трубят весь месяц элуль, но не накануне Новолетия?

Ответ: Дабы подчеркнуть разницу между трублениями в элуле, которые мы совершаем по своей воле, согласно постановлению мудрецов, и обязательным трубление Новолетия, одной из заповедей Торы.

ТаЗ 581:4

 


ОТПРАВИТЬ

*

ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение