next perv

Смысл еврейских обычаев: Пурим



Предисловие

Р. Авраам-Ицхак Шперлинг (1850-1920) – известный львовский раввин, талмудист и резник, опубликовал свою книгу Таамей ѓа-минхагим («Смысл еврейских обычаев») в 1890 году. Этот небольшой труд стал одним их самых популярных компендиумом ашкеназских обычаев, происхождение и смысл которых р. Шперберг объяснял на основании Талмуда, галахических кодексов, библейских комментариев и сочинений хасидских учителей.
Для современного читателя 
знакомство с этой книгой может быть интересно по нескольким причинам. Во-первых, она поможет лучше понять еврейские обычаи и ритуалы современного (ашкеназского традиционного) иудаизма, чьи обычаи и практики мало изменились со времен р. Шперлинга. А во-вторых, книга приоткрывает внутренний мир местечкового еврейства, чьи уклад и паттерны мышления еще не были затронуты ветрами модернизации.

На русском языке все материалы публикуются впервые.

Евгений Левин

***

ПУРИМ

Вопрос: почему царица Эстер постилась три дня?

Ответ: Бог не позволяет, чтобы праведники страдали дольше трех дней. См. историю Рахав, сказавшей лазутчикам: «Скрывайтесь там три дня» (Йеѓошуа, 2:16), или историю Йоны: «И пробыл Иона в чреве этой рыбы три дня и три ночи» (Йона, 2:1).  И так же сказано о грядущих временах Избавления: «Оживит Он нас в два дня, на третий день поднимет Он нас» (Ѓошеа, 6:2)

Кад ѓа-Кемах

 

Вопрос: почему в пост Эстер мы постимся лишь один день?

Ответ: потому в наши дни трехдневных пост считается непосильной тягостью.

Левуш, 686:3

 

Вопрос: когда отмечают пост Эстер, если Пурим выпадает на воскресенье?

Ответ: очевидно, что в субботу поститься нельзя. Если бы мы постились в пятницу, то не смогли бы приготовиться к субботе, поскольку не могли бы пробовать кушанья, которые готовим. Поэтому постятся в четверг накануне Пурима.

Левуш, 686:2

 

Вопрос: каково происхождение и смысл обычая накануне Пурима жертвовать на благотворительность три полтинника?

Ответ: это делается в память о половине шекеля, которые во времена Храма каждый еврей жертвовал в адаре на приобретение животных для общественных жертвоприношений.

Сегодня мы жертвуем три полтинника, поскольку в соответствующем библейском отрывке слово трума («пожертвование») упоминается трижды (Шмот, 30:11-16).

РеМа, 694:1

 

Автор Аѓават Шалом пишет: налог в половину шекеля учит нас, что еврей сам по себе – лишь наполовину еврей. И лишь когда он присоединяется к своим братьям, он становится полноценной личностью.

Другое объяснение, почему половину шекеля давали именно на Пурим. Это должно было искупить грех десяти сыновей Яакова, продавших своего брата Йосефа в рабство, и заработавших по полшекеля каждый. Отдавая эту сумму бедным, мы искупаем этот грех, «выкупая» своего нуждающегося брата из «рабства» бедности и голода.

Маасей Рокеах; см. РеМа, 694:1

 

Вопрос: почему в наши дни принято делать это пожертвование не в новомесячье адара, а прямо перед чтением Мегилы?

Ответ: это считается наиболее подходящим временем для сбора пожертвований, поскольку вся община собирается в синагоге.

Некоторые религиозные авторитеты считают, что это пожертвование нужно сделать раньше, перед послеполуденной молитвой.

РеМа, 694:1

 

Вопрос: слушать чтение Мегилы (книги Эстер) обязаны и мужчины, и женщины. Почему же читать должен непременно мужчина?

Ответ: потому, что чтение Мегилы – публичное действие, подобное чтению Торы. А Тору читают только мужчины.

Беер Хетев, 675:3

Фердинанд Балтасарс Боль. Эсфирь и Мардохей

Фердинанд Балтасарс Боль (1616−1680). Эстер и Мордехай

Вопрос: каково происхождение обычая, когда вся община вслух произносит следующие отрывки:

«Был в крепости Шушан один иудей по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша из колена Биньямина» (Эстер, 2:5);
«А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из синеты и белой ткани, и в большом золотом венце, и в мантии из белого льна и багряницы» (там же, 8:15);
«У иудеев были свет и радость, и веселье и почет» (там же, 16);
«Потому что Мордехай иудей был вторым (после) царя Ахашвероша, и великим среди иудеев, и любимым у множества братьев своих, добиваясь добра народу своему и говоря ко благу всего рода своего» (там же, 10:3)?

Ответ: эти важнейшие моменты повествования произносит вслух вся община, чтобы привлечь внимание собравшихся, и лишний раз возбудить общину, прежде всего детей. Все стихи, выбранные для этой цели, связаны с Мордехаем, чья твердость позволила свершиться чуду Пурима.

Абудраѓам

 

Вопрос: почему принято стучать по лавкам, топать ногами по полу, и трещать трещотками, когда во время чтения Мегилы звучит имя Ѓамана.

Ответ: это делается для того, чтобы заглушить имя Ѓамана, и показать, что оно должно быть стерто раз и навсегда, как сказано: «Сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь» (Дварим, 25:29). (Ѓаман был потомком Амалека).

РеМа, 690:17

Вопрос: почему во всей книге Эстер ни разу не упомянуто имя Всевышнего?

Ответ: потому, что изначально эта история была записана в летописях персов и мидян на их языке, без упоминаний имени Бога евреев. По этой причине имени Всевышнего нет и в более позднем (еврейском) рассказе, приведенном в книге Эстер.

ТаЗ, 334:11

 

Когда у рабби Яакова Молина (МаЃаРИЛ) спросили, почему в книге Эстер не упоминается имя Всевышнего, он ответил, что это было сделано специально, из предосторожности. Ведь если бы в еврейском тексте упоминалось имя Всевышнего, в переводе для летописей персов и мидийцев вместо него появилось бы имя их высшего божества.

Вопрос: почему в Пурим не читают Ѓалель?

Ответ: 1) Потому, что чтение Мегилы – само по себе благодарность за чудо Пурима; 2) Ѓалель никогда не читают в праздники, установленные в память о чудесах, совершенных не в Земле Израиля.

Вавилонский Талмуд, Арахин, 16б

 

Вопрос: почему, если утром в Пурим делают обрезание, это делается до чтения Мегилы?

Ответ: В Мегиле есть такие слова: «У иудеев были свет и радость, и веселье  и почет» (8:16). Соответственно, мы хотим, чтобы к тому моменту, когда произносят эти слова, младенец присоединился к народу Израиля, и стал достойным участвовать в этой радости.

Даркей Моше, 693:4

 

Вопрос: почему мы напиваемся в Пурим?

Ответ: несмотря на то, что Тора предупреждает нас не злоупотреблять крепкими напитками (см. истории Ноаха и Лота), мудрецы дозволили немного напиваться в Пурим, ибо вино напоминает о чуде, случившемся в те времена. Вашти, первая жена царя Ахашвероша, была низвергнута из-за пира, устроенного царем:

«На седьмой день, когда хорошо стало на сердце у царя от вина, приказал он семерым евнухам привести пред лицо царя царицу Вашти в царском венце, чтобы показать народам и сановникам красоту ее, так как была она хороша собой.  Но не захотела царица Вашти прийти по повелению царя, И весьма разгневался царь, и возгорелась в нем ярость его» (Эстер, 1:10-12).  

Таким образом, решение, принятое царем, когда тот был пьян, проложило Эстер дорогу к трону, и она, обретя силу, смогла отвратить беду, грозившую ее народу.

Падение Ѓамана так же было связано с крепкими напитками, как сказано:

«И сказал царь Эстэйр в то время, когда пили вино» (там же, 5:6).

Этот пит повлек за собой другой пир, когда, наконец, был разоблачен злодейский замысел Ѓамана.

Абудраѓам

 

Вопрос: каково происхождение обычая надевать в Пурим маски и костюмы?

Ответ: вот что рассказывается в Талмуде:

«Спросили ученики рабби Шимона бен Йохая: почему народ Израиля того поколения был приговорен к истреблению?
Ответил им: вы сами скажите!
Сказали они ему: потому что наслаждались пиром этого злодея [Ахашвероша].
Сказал им: если так, то евреи города Шушан должны были быть уничтожены, а евреи всего остального мира — нет.
Ответили они ему: тогда ты скажи.
Сказал им: потому что поклонялись идолу.
Сказали ему: но нет ли здесь лицеприятия?
Ответил им: они делали это только внешне, “для вида”. Так и Святой, благословен Он, поступил с ними “для вида”» (Мегила, 12а)

В память о том, что жестоки приговор Всевышнего был «для вида», мы меняем в Пурим свой внешний облик, надевая маски и костюмы.

Бней Иссахар

 

Вопрос:  с чем связано имя Эстер.

Ответ: имя Эстер (אסתר) связано с «сокрытием» (סתר). Ибо Эстер скрывала свое происхождение и веру от Ахашвероша и его двора до тех пор, пока не прошло время разоблачить Ѓамана.

Мегила, 13б; Мидраш Эстер Раба

 

Вопрос: почему в високосный год Пурим празднуют в адар-бет?

Ответ: это делают для того, чтобы отпраздновать спасение от Ѓамана как можно ближе к Песаху, когда мы празднуем избавление из египетского рабства.

МаЃаРИЛ


ОТПРАВИТЬ

*

ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение