Статья

Повествование о борьбе за трон Давида

Повествование о борьбе за трон Давида

В первой главе книги Царей рассказывается о борьбе за трон, которая велась в последние дни царя Давида. Сформировались две фракции, и каждая из которых хотела видеть наследником Давида одного из двух его сыновей: Адонийау или Шеломо. По-видимому, это противостояние началось после гибели старших сыновей Давида Амнона и Авшалома, которые были естественными прецедентам на трон. Адонийау был следующим по старшинству из оставшихся в живых сыновей Давида, тогда как у Шеломо был, судя по всему, особый статус с раннего детства. О нем говорится, что «Господь любил его», и его вторым именем было Йедидья («друг Господень») (см. Шемуэль II, 12: 24–25). Согласно первой главе книги Царей, Давид поклялся Бат-Шеве, что их сын Шеломо будет царствовать после него. Тем не менее, в начале повествования Давид официально не провозгласил его своим наследником, что и привело к началу фракционной борьбы.

Среди тех, кого позвал Адонийау, упомянуты «все иудейские мужи» (в оригинале: аншей Йеуда). Можно предположить, что Адонийау пользовался поддержкой знатных людей колена Йеуды, будучи уроженцем Хеврона. Возможно, что люди этого колена, которые в свое время поддержали также Авшалома, были недовольны тем, что Давид перенес столицу в Иерусалим. Важной фигурой среди сторонников Адонийау был военачальник Йоав, подавивший в свое бунт Авшалома. Можно предположить, что он поддержал в данном случае Адонийау, так как опасался воцарения Шеломо и усиления его матери Бат-Шевы из-за своего участия в событиях, приведших к гибели ее первого мужа Урии, или же Йоав опасался, что перед смертью Давид велит Шеломо покарать его, что и произошло, как мы увидим в дальнейшем, а воцарение Адонийау спасет его.

Среди тех, кто поддерживал Шеломо, были конкуренты стронников Адонийау. Например, тогда как священник Эвьятар поддерживал Адонийау, священник Цадок поддерживал Шеломо. А Бенайау, сын Йеойады, командир элитного подразделения керетян и пелетян, поддерживал младшего сына Давида в противовес Йоаву. По поводу того, кем был Шими, который упоминается среди тех, кто не был на стороне Адонийау, есть разные мнения среди комментаторов и исследователей. Так, р. Ицхак Абраванель (1437–1508) считал, что это был Шими бен Гера, который в свое время проклинал Давида (см. Шмуэль II, 16:5). Среди современных исследователей есть мнение, что это Шими бен Эла, которого Шеломо затем назначил наместником в наделе колена Биньямина (см. Млахим I, 4:18). И конечно же очень важной была поддержка Шеломо, которую оказал ему пророк Натан.

Хотя многочисленный скот, который резал Адонийау, напоминает пиршественные жертвы при церемонии коронации (см. Шемуэль I, 11: 14–15; Шемуэль II, 15: 12–13), логично предположить, что он не собирался объявлять себя царем при жизни своего отца Давида. По-видимому, речь шла об его намерении объявить себя единственным наследником, или соправителем, которому будет принадлежать реальная власть при престарелом царе. Далее в главе рассказывается, что под влиянием Бат-Шевы и Натана Давид велел организовать церемонию помазания Шеломо, и так как Давид был еще жив, можно предположить, что Шеломо стал его соправителем.

В следующей главе повествуется о смерти Давида, и о том, что произошло с недавними участниками борьбы за власть.

Теперь мы рассмотрим вопрос о возможном источнике повествования о борьбе за трон Давида. Многие исследователи, среди которых можно отметить немецкого исследователя Леонарда Роста, видели в повествовании о приходе Шеломо к власти прямое продолжение и завершение повествований во второй части книги Шемуэля (повествования о Мефибошете, Давиде и Бат-Шеве, Амноне и Авшаломе). В этих повествованиях поднимается вопрос о том, кто станет наследником Давида, и ответ на этот вопрос дается в двух первых главах книги Царей. В этих главах рассказывается также о дальнейшей судьбе некоторых из персонажей упомянутых в книге Шемуэля (Йоав, Шими бен Гера) и действуют такие персонажи, как Бат-Шева и пророк Натан. Согласно мнениям этим исследователям, традиционное разделение книг Шемуэля и Царей неверно, и первые главы книги Царей являются прямым продолжением книги Шемуэля.

Теорию о едином источнике повествований о царствовании Давида во второй части книги Шемуэля и двух первых глав книги Царей подверг критике израильский исследователь Йехезкель Кауфман. Например, он приводил доводы о том, что в этих повествованиях в книге Шемуэля почти ничего не сообщается о Шеломо, трудно видеть повествование о Давиде и Бат-Шеве предваряющим повествование о Шеломо в качестве наследника, а повествование об Амноне и Тамар и мести Авшалома не имеет отношение к вопросу о борьбе за трон Давида. Кауфман считал, что книга Шемуэля была составлена еще при жизни Давида, и поэтому логично, что там нет рассказа о его последних днях и смерти.

Наш современник, израильский исследователь Моше Гарсиэль, предложил теорию, которую можно считать компромиссом между теориями Роста и Кауфмана. По его мнению, существовал древний источник, в котором описывалась история царствования Давида, и он действительно включал в себя повествование о борьбе за трон Давида и о приходе Шеломо к власти. При этом, книга Шемуэля и книга Царей — книги разного характера, в которых заметны разные тенденции. Они были составлены разными авторами и в разные эпохи. Составитель книги Шемуэля заимствовал из этого источника повествования о царствовании Давида и изменил их в соответствии с идеологическими и теологическими принципами, руководствуясь которыми он составил свою книгу. Повествование о воцарении Шеломо не соответствовало его целям и не было включено в его книгу, но его включил в свою книгу автор книги Царей. По мнению Гарсиэля, основной темой повествований в древнем источнике было воздаяние, и для автора этого источника были важны в первую очередь теологические и моральные, а не политические аспекты. Он считает, что автором этого древнего источником возможно был сам пророк Натан или один из его учеников. Это мнение близко к тому, что написано в Диврей а-ямим I, 29:29: «Дела Давида, царя, первые и последние, описаны в словах (записях) Шемуэля, провидца, и в словах (записях) Натана, пророка, и в словах (записях) Гада, прозорливца».

Титульная иллюстрация: Царь Давид и Соломон. Жерар де Лересс, между 1690 / Wikimedia, Словацкая национальная галерея