next perv

Пасхальные легенды евреев: Три царских советника



Выдаюшийся ученый и талмудист, уроженец Ковно Луис (Леви) Гинцберг (1873–1953) по праву считался одним из лидеров американского еврейства. Его перу принадлежит множество статей, исследований, галахических респонсов. Однако наибольшую известность Гинцбергу принес семитомник «Сказания еврейского народа», в котором он собрал и систематизировал множество легенд и преданий, рассыпанных по страницам Талмуда и классических мидрашей.  Опубликованные еще в начале прошлого века, “Сказания” практически сразу стали классикой.
Предлагаем вам подборку легенд и преданий, связанных с Песахом.

Евгений Левин, переводчик

__________

Три царских советника

Через 130 лет после того, как евреи переселились в Египет, фараону приснился сон. Во сне он сидел на троне, поднял глаза и увидел старца с весами в руке. Старец взял всех вельмож, сановников и знатных людей Египта и поместил их на одну чашу весов, положив на другую маленького мальчика — мальчик перевесил всех египтян, вместе взятых.

Проснувшись рано утром, фараон созвал всех своих слуг и мудрецов и приказал им истолковать этот сон. Слово взял Билам, сын Беора, который сказал:

— Твой сон означает, что Египет ожидают страшные бедствия. Ибо у евреев родится мальчик, который погубит твою страну и всех ее жителей, и выведет евреев из Египта могучей дланью. Подумай же, о великий царь, как лишить Израиль надежды прежде, чем Египет постигнет бедствие.

— Как же нам поступить с Израилем? Мы испробовали против них множество способов, но так ничего и не добились. Скажи же, что нужно сделать?

Кроме Билама, царь послал за двумя другими советниками — Реуэлем из Мидьяна и Иовом из страны Уз. Реуэль сказал: «Если царю будет угодно, то пусть оставит евреев в покое, и не поднимает на них руку. Ибо Господь издревле избрал их из всех народов и сделал Своим уделом. Поэтому всякий, кто поднимет на них руку, не останется безнаказанным, ибо их Бог отомстит за любое причиненное им зло».

После этого Реуэль перечислил некоторые великие деяния, совершенные Богом для Авраама, Ицхака и Иакова, и закончил так: «Вспомни, что твой дед-фараон, правивший прежде, вознес Йосефа, сына Яакова, выше всех князей Египта, ибо тот отличался мудростью, благодаря которой спас всех жителей страны от голода. Затем он пригласил Яакова и его сыновей сойти в Египет и поселиться в земле Гошен — и благодаря их заслугам земля Гошен не знала голода. Ныне же, если царю будет угодно, откажись от мысли уничтожить сынов Израиля. Если же ты не хочешь, чтобы они жили в Египте – пусть уйдут в Ханаан, землю, где жили их предки».

Услышав слова Итро-Реуэля, фараон разгневался на него  и с позором изгнал из дворца. Итро удалился в Мидьян. Царь же обратился к Иову: «Ну, что скажешь, Иов, и каков будет твой совет, как поступить с евреями?» Иов ответил: «Все жители страны в твоей власти. Пусть царь поступит с ними, как ему будет угодно».

Последним говорил Билам. Он сказал:

— Что бы царь не задумал против евреев, они все равно будут спасены. Если бросишь их в огонь, это ничего не даст, ибо Бог спас Авраама из пылающей печи, куда его бросили халдеи. Или ты думаешь уничтожить их мечом? Но их предок Ицхак был спасен от меча. Если же надеешься сокрушить их тяжелой утомительной работы, то и это не поможет: их предок Яаков служил Лавану и тяжело трудился, но все равно разбогател. Поэтому, если царю будет угодно, вели, чтобы с этого дня всех новорожденных еврейских мальчиков кидали в воду. Так ты сотрешь их имя, ибо никто из их праотцов не сталкивался с таким испытанием.

 

__________

Избиение новорожденных

Фараон и египтяне приняли совет Билама. Помимо прочего, они знали, что Бог следует принципу «мера за меру», и полагали, что утопить всех новорожденных мальчиков – лучший способ избавиться от евреев и избежать наказания, ведь Бог поклялся Ноаху, что больше не станет уничтожать мир с помощью воды. Поэтому они считали, что им нечего опасаться. Разумеется, они ошибались. Во-первых, хотя Бог и пообещал не наводить потоп на людей, Он никогда не обещал не ввергать людей в воды потопа. А во-вторых, в своей клятве Бог говорил обо всем человечестве, а не об одном народе. Поэтому в конце концов египтяне нашли смерть в водах Красного моря, по принципу «мера за меры» — те, кто топил еврейских мальчиков, сами были утоплены.

Фараон послал своих слуг в дома израильтян, приказав им найти всех новорожденных мальчиков. А чтобы евреи не смогли спрятать своих детей, египтяне разработали коварный план. В дома, где, как они подозревали, евреи прятали своих новорожденных, они приводили своих женщин с грудными детьми. Когда египетские младенцы плакали, еврейские тоже начинали плакать в своих укрытиях, и египтяне их забирали и уносили.

Кроме того, фараон повелел, чтобы роженицы-еврейки приглашали только египетских повитух, чтобы те точно знали, когда пора рожать каждой женщине, и не оставляли в живых ни одного новорожденного мальчика. Если же еврейка рожала в тайне и пыталась спрятать ребенка, вся ее семья подлежала смертной казни.

Неудивительно, что многие евреи отдалились от своих жен. Однако Он не оставил тех, кто уповал на Него. Женщины, продолжавшие жить со своими мужьями, когда приходило время рожать, уходили в поля, оставляли там новорожденных и возвращались домой. А Бог, поклявшийся их предкам, что их потомство будет многочисленным, посылал Своих ангелов позаботиться о младенцах: смазать их маслом, вымыть и спеленать. Каждому младенцу ангел давал два камня: из одного они сосали молоко, из другого мед. По слову Творца волосы младенцев отросли до колена и служили им одеждой. Земле же Он повелел, чтобы она раскрыла уста и укрыла их до времени. Когда же пришел срок, они выросли из земли, словно цветы или трава и вернулись к своим родителям.  

Узнав об этом, египтяне привели в поля волов и вспахали землю, словно перед посевом. Однако они не смогли причинить вреда еврейским детям, которых поглотила и укрыла земля. И евреи все равно становилось все более многочисленными. Тогда фараон велел своим слугам пойти в Гошен, собрать всех новорожденных еврейских мальчиков, силой оторвать их от материнской груди и бросить в Нил. Однако никто не в силах разрушить замысел Творца: ребенок, которого фараон видел во сне, так и не попал в руки царских ищеек. Это был не кто иной, как Моше.

Дочь фараона находит и спасает Моше. Фреска Рафаэля (1483–1520, Италия)

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.