next perv

Отец наш, Царь наш



Между Рош га-Шана и Йом Кипуром дважды в день евреи произносят специальную молитву, представляющую собой серию коротких обращений к Всевышнему, начинающихся словами Авину, Малкейну («Отец наш, царь наш»).

Отец наш, Царь наш! Нет у нас Царя, кроме тебя!

Отец наш, Царь наш! Отнесись к нам [милосердно] ради имени своего!

Отец наш, Царь наш! Пошли нам добрый новый год!

Отец наш, Царь наш! Отмени все суровые приговоры, вынесенные нам!

Отец наш, Царь наш! Помешай козням ненавидящих нас!

Отец наш, Царь наш! Расстрой замыслы наших врагов!

Принято произносить эту молитву на печальный распев. Чтобы подчеркнуть ее значимость, в синагогах во время ее произнесения открывают ковчег со свитками Торы.

Согласно Талмуду (Таанит, 25б), первым, кто обратился к Богу со словами «Отец наш, Царь наш», стал рабби Акива, величайший мудрец конца I – начала II вв. до н.э.:

Учили  наши мудрецы: был случай с рабби Элиэзером, когда он объявил тринадцать общественных постов, а дожди не выпали… Рабби Элиэзер вышел к ковчегу, произнес двадцать четыре благословения, и не было ответа.

Вышел после него рабби Акива и сказал: отец наш, Царь наш, нет у нас другого царя, кроме Тебя! Отец наш, Царь наш, ради Себя Самого смилуйся над нами!

И тут же отозвались [Небеса, и пошел дождь].

В своем сегодняшнем виде молитва «Отец наш, царь наш» состоит из сорока четырех стихов. Каков был ее первоначальный текст, доподлинно неизвестно. Есть основания полагать, что изначально, как и многие другие еврейские молитвы и религиозные гимны, она была составлена в алфавитном порядке. Известно несколько вариантов этой молитвы.

Отец наш, царь наш. Поет кантор и оперный певец Ян Пирс

Некоторые слова молитвы явно указывают на эпоху религиозных гонений, преследований и массового мученичества во имя веры:

Отец наш, Царь наш! Отнесись к нам [милосердно] ради тех, кто принял смерть за святое имя твое!

Отец наш, Царь наш! Отнесись к нам [милосердно] ради тех, кто погиб за [то, что провозглашал], что ты – один!

Отец наш, Царь наш! Отнесись к нам [милосердно] ради тех, кто шел в огонь и в воду ради освящения имени твоего!

Отец наш, Царь наш! Отомсти за пролитую кровь рабов твоих!

Видимо, они стали частью богослужения после первого крестового похода (1096), сопровождавшегося массовыми убийствами и насильственными обращениями, или в эпоху Черной смерти (XIV век).

Молитву «Отец наш, царь наш» произносят сразу после Амиды. Обе этих молитвы читают стоя.

Молитва «Отец наш, Царь наш» неоднократно привлекала внимание еврейских проповедников. Один из них, рабби Яаков Кранц (1741-1804), известный как Магид («проповедник») из Дубно, как-то рассказал такую притчу:

В Десять дней раскаяния еврей подобен деревенскому лавочнику, который приехал в большой город, чтобы произвести оптовую закупку товара на год вперед. Лавочник зашел на склад и стал требовать все, что видел, в большом количестве. Приказчики потирали руки, рассчитывая на хорошую выручку. Однако, когда пришло время платить, лавочник побледнел и сказал, что хочет переговорить с хозяином. Когда же тот вышел, еврей склонился и прошептал ему на ухо:

– Извините, но сейчас у меня нет наличных. Не могли бы вы отпустить мне товар в кредит.

По словам Кранца, в Десять дней раскаяния, каждый еврей оказывается в точно таком же положении. В молитве «Отец наш, Царь наш» мы просим Всевышнего отпустить нам множество самых разных «товаров»:

Отец наш, Царь наш! Пошли нам добрый новый год!

Отец наш, Царь наш! Отмени все суровые приговоры, вынесенные нам!

Отец наш, Царь наш! Помешай козням ненавидящих нас!

Отец наш, Царь наш! Расстрой замыслы наших врагов!

Отец наш, Царь наш! Устрани всех притеснителей и противников наших!

Отец наш, Царь наш! Замкни уста противников наших и обвинителей!

Отец наш, Царь наш! Отведи чуму, и меч, и голод, и неволю, и погибель от заключивших союз с тобою!

Отец наш, Царь наш! Отврати мор от наследия своего!

Отец наш, Царь наш! Верни нас, искренне раскаявшихся, пред лицо свое!

Отец наш, Царь наш! Пошли полное исцеление больным в народе твоем!

Отец наш, Царь наш! Отмени суровый приговор, вынесенный нам!

Отец наш, Царь наш! Вспомни нас доброй памятью!

Отец наш, Царь наш! Запиши нас в книгу благополучной жизни!

Отец наш, Царь наш! Запиши нас в книгу избавления и спасения!

Отец наш, Царь наш! Запиши нас в книгу заработка и пропитания!

Отец наш, Царь наш! Запиши нас в книгу добрых дел!

Однако когда приходит время «оплатить заказ», мы понимаем, что у нас нет «наличности» – добрых дел и других заслуг.  Поэтому все, что нам остается, это обратиться к Всевышнему с робкой просьбой:

Отец наш, Царь наш! Отнесись к нам [милосердно] ради самого себя и спаси нас!

Отец наш, Царь наш! Отнесись к нам [милосердно] по великому милосердию своему!

Отец наш, Царь наш! Отнесись к нам [милосердно] ради имени своего, великого, могучего и грозного, которым отмечены мы!

Отец наш, Царь наш! Смилуйся над нами и ответь нам, хоть и нет за нами добрых дел, отнесись к нам милосердно и снисходительно и спаси нас!

Мане Кац, Молящиеся евреи


ОТПРАВИТЬ

*

ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение