От Синая до Моава


Чтение и толкование Книги Чисел стоит начать с того же вопроса, который мы задавали в предисловии к комментарию на Книгу Исхода: о чем эта книга и представляет ли она собой какое-то единство? Может показаться, что единства в ней нет и речь идет о случайном своде повествовательного и законнического материала. Нет единства места — действие разворачивается в целом ряде местностей, главные из которых — Синайская пустыня, Кадеш и степи Моава. Нет единства времени – оно растянуто на сорок лет. Наконец, нет единства жанра — тут и законы, и рассказы, и песни. При этом первые главы книги выглядят продолжением предшествующей Книги Левит, посвященной законам, данным у горы Синай, тогда как действие последних происходит в степях Моава — там же, где произносит свои речи Моше во Второзаконии.

Тем не менее место Чисел в композиционной структуре Пятикнижия выглядит достаточно очевидным. Книга выступает как симметричный противовес Книге Исхода. Если Исход — это «подъем» из Египта к Синаю, то Числа — это «спуск» от Синая в сторону Земли Обетованной. В обоих случаях стержнем книги является перемещение в пространстве. Центр симметрии образует «статичная» Книга Левит, где действие (если это можно назвать действием) происходит возле горы Синай. В свою очередь, эти три книги выступают в качестве центра симметрии для пары Бытие–Второзаконие (первая книга посвящена предыстории путешествия по пустыне, главным образом жизни патриархов в Земле Обетованной до спуска в Египет, а вторая — грядущей жизни Израиля в той же Земле Обетованной по окончании путешествия).

Скажем несколько слов о конструкции самой Книги Чисел. Помимо движения в сторону Земли Обетованной, сквозной темой, с помощью которой организуется действие и создается сюжет, здесь может выступать смена поколений (Olson): по мнению автора цитируемой монографии, рамки книги заданы двумя переписями населения — в Чис 1-4 и в Чис 26. В промежутке умирает поколение пустыни и подрастает новое поколение, из-за которого приходится делать новую перепись. Между первой и второй половинами книги есть и другие параллели: например, за каждой переписью следуют законы, посвященные женщинам (испытание неверной жены в 5:11-31 и права дочерей Целофхада в 27:1-11), а вслед за этим — законы, посвященные обетам (назорейство в гл. 6 и закон более общего характера в гл. 30).

Тема ухода «поколения пустыни» присутствует в числе прочих в эпизоде в Киврот а-Таава (глава 11), где люди гибнут от моровой язвы в наказание за ропот, в истории отступничества в Бааль-Пеоре (глава 25), где мор уничтожает остатки прежнего поколения, и, конечно же, в переломном для книге эпизоде с разведчиками (главы 13-14), где всем израильтянам старше двадцати лет выносится приговор. Смена поколений обессмысливает первую перепись, проведенную ради похода в Землю Обетованную (см. комментарий к 1:2), и народ приходится переписывать заново. Из-за грехов народа завоевание страны можно начать только со второй попытки, которую от первой отделяют целые сорок лет. Но «книгой второй попытки» можно назвать и еврейскую Библию в целом. Библейский канон отражает стремление заново построить жизнь в стране, потерянной из-за грехов предыдущих поколений. Можно понять поэтому, насколько актуальна была Книга Чисел для народа, получившего Пятикнижие из рук Эзры и Нехемии во времена возвращения в Сион.

Вернуться