next perv

Музыка псалмов



Более двадцати лет назад, в 1994 году, в Иерусалим приезжал известный хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (в миру – Лев Васильевич Мормыль, 1938  – 2009). Хор потряс публику сочетанием проникновенности и исключительной чистоты исполнения. Помню, после концерта в «Театрон Иерушалаим» я подошел к облаченному в священнические одежды дирижеру и начал интервью традиционным вопросом – «Как Вам поется в Иерусалиме?», полагая, что услышу не менее традиционный ответ о Святом городе и Иисусе, распятом и воскресшем… Но священник-хормейстер воскликнул: «Это же город Давида-псалмопевца!»

В библейские времена музыканты не разделялись по специальностям: Давид и пел, и играл на инструменте под названием кинор (судя по известной мозаике, это нечто среднее между гуслями и арфой), и, главное – сочинял музыку, которую затем пел и играл. Эти сочинения, по большей части  восхваления и благодарения Богу, называются псалмами и составляют основную часть одной из самых популярных в мире библейских книг.

Давид. Копия мозаики из синагоги в Газе, VI в.

Давид играет на `киноре` (мозаика из синагоги в Газе, 508 г. н.э)

Слово псалмы происходит от греческого корня φάλλω (`пою`)  и обозначает песни, исполняемые под аккомпанемент инструмента псалте́рион (многострунный инструмент наподобие арфы). На иврите псалмы  – `техилим`, то есть «славословия» или «хвалебные песни», а Сефер Техилим (букв. `Книга псалмов`, у христиан Псалтырь) – первая книга Писаний, третьего раздела Библии, точнее – ТАНАХа. По разным источникам, в Книге Псалмов от 147 до 170 псалмов, но эти различия относятся исключительно к членению текста, идентичному во всех версиях. Наиболее принята та, в которой 150 стихов. Основное предназначение – сборник гимнов для использования во время службы в Храме (вероятно, и во Втором, но многие псалмы, несомненно, написаны еще до строительства Первого Храма).

Пение гимнов огромным хором под аккомпанемент струнных и духовых инструментов являлось важной частью богослужения. Музыка была слышна на большом расстоянии от Храма. В Талмуде духовики названы`огорчителями левитов`, так как громкие звуки труб заглушали пение последних – проблема баланса хора и оркестра уже тогда была актуальна.

Считается, что расцвет инструментальной музыки в еврейской литургии приходился на период Первого Храма. После разрушения Храма многие инструменты более не применялись, поэтому при переводе Библии некоторые термины были непонятны переводчикам. Иногда ясно, какой инструмент имеется в виду: восьмиструнный псалтерион (подобие арфы, лиры), кимвалы (подобие тарелок), труба или же шофар (бараний рог – единственный из ритуальных инструментов, оставшийся в литургии поныне и хорошо известный). Но что такое Геф, Шошан или Аламоф? До нас дошли лишь названия этих древних инструментов и, иногда, указания о их высотном диапазоне. Очевидно, что они были духовые, струнные или ударные, так как клавишных инструментов тогда еще не было. Перед большинством псалмов даны указания о поводе для исполнения и характере: «Для пения», «Плачевная песнь», «Песнь при благословении дома», «Молитва», «Учение» и, наконец, «Песнь восхождения» – возможно, означающая песнопение при восхождении паломников в Иерусалим.

Вавилоняне Храм разрушили. В вавилонском плену евреи стали молиться и петь псалмы уже в синагогах, причем некоторые псалмы там, в Вавилоне, и были написаны. Именно синагогальная традиция позднее развивалась в диаспоре и именно она успешно сохраняется поныне. Музыка, на которую исполнялись псалмы в Храме, утрачена безвозвратно, а сохранившиеся рекомендации, указывающие на нюансы исполнения, крайне трудны для понимания.

В христианскую литургию псалмы пришли вместе с поздней еврейской традицией особого речитативного и хорового исполнения «а капелла»; так они исполняются по сей день в первоапостольных церквях. Унаследовав от евреев запрет на использование аккомпанемента (в синагогальных службах, после разрушения Храма, перестали музицировать, и канули в Лету все Гефы, Шошаны и Аламофы), греки, армяне, копты и ассирийцы даже камертон в церковь вносить запрещают. Различие существует лишь в  количестве голосов в хоре: до 15 века пение было одноголосным, затем стало появляться многоголосие. У каждой церкви был свой путь: православные развивали многоголосие, достигшее, например, у русских и грузин невиданных высот, а армяне продолжают петь в унисон, что, когда хор первоклассный, также производит колоссальное впечатление. В Западной Европе победила полифония. Первые многоголосные псалмы прозвучали в конце 15 века в Италии, Франции, Испании и Германии, а в 16 веке появились первые гениальные полифонические сочинения, многие из которых были написаны на тексты псалмов.

Среди основателей полифонической музыки выделяются четыре настоящих гения: голландцы Жоскен Депре и Орландо Лассо, англичанин Уильям Берд и итальянец Джованни Палестрина. Появляется мотет – многоголосное вокальное произведение, исполнявшееся как в церкви, так и в светских залах. Это уже довольно сложная для восприятия музыка, демонстрирующая мастерство её создателя и не идущая за публикой, но пытающаяся (иногда весьма успешно) вести эту публику за собой. Французский теоретик музыки той эпохи Иоанн де Грокейо писал о мотете:

«Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах».

Псалмы – один из главных литературных материалов для мотетов. Один из ярких примеров  – «На реках Вавилона», 136-й псалом, о котором еще будет сказано ниже. Первое его воистину гениальное воплощение в музыке принадлежит Палестрине – Super flumina Babylonis:

Музыкальная история псалма – это история музыки, ведь музыка довольно долго развивалась если не в самой церкви, то в непосредственной от нее близости. Не было ни одного значительного композитора до 19 века, который бы не писал музыку на тексты псалмов. Венецианца Бенедетто Марчелло (1686-1739) называют «Микеланджело в музыке». Если бы мы жили в 19 веке, то не было бы нужды объяснять кому-либо, кто это такой. После бума Вивальди, пресыщенная его музыкой Европа оставила великого композитора, скрипача и педагога умирать в забвении. Но прошло немного времени, и в XIX веке та же Европа открыла позднее венецианское барокко и его яркого представителя: теперь музыка Марчелло ценилась и исполнялась, Венецианская консерватория стала носить его имя… Но в ХХ веке наступил ренессанс Вивальди, и от Марчелло массам остался лишь концерт для гобоя с оркестром, переложенный Бахом для клавира, гениальная медленная часть которого, среди прочего, послужила лейтмотивом музыки к фильму «Подранки» Николая Губенко.

Популярность Бенедетто Марчелло была столь высока, что, когда в 19 веке активно заиграли Баха (в том числе и его транскрипцию концерта на фортепьяно – в это время уже не играли  на клавире), историки музыки и не подозревали, что гобойный концерт написал не Бенедетто, но его старший брат Алессандро – математик, философ, поэт и композитор-любитель. Однако популярность композитора ни в коем случае не базировалась на одной этой мелодии.  Хотя Бенедетто Марчелло служил при дворе и писал музыку в свободное от службы время, его наследие огромно: оратории, оперы, сценические серенады, более 400 кантат, камерная, оркестровая и инструментальная музыка.

Последним и самым важным, по мнению композитора, сочинением был цикл Estro poetico-armonico – собрание композиций на тексты первых пятидесяти псалмов. Они написаны для одного-четырех голосов, бассо-континуо и, частично, для солирующих инструментов. Марчелло использовал музыкальные темы из богослужений венецианской еврейской общины, отметив, что «мода не меняет музыку венецианских евреев». Синагогальные темы приблизили музыку к глубокому стилю старых мастеров. Марчелло предписал исполнителям:

«Это могут исполнить только блестящие музыканты, способные воспроизвести точный темп, дать совершенную  вокальную основу – с хорошей артикуляцией и с правильной интонацией».

Великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель, которого англичане также считают одним из главных своих классиков, написал огромное количество литургической музыки для разных христианских конфессий – в разные периоды жизни у него были разные заказчики. В 1707 году композитор жил в Риме и по заказу близкой к Папе семьи Колонн написал сочинение на текст 110 псалма  Dixit Dominus – «Славлю тебя, Господи!». Премьера состоялась 16 июля того же года в церкви Santa Maria in Montesanto на Piazza del Popolo. Все указанные имена выдержали испытание временем: по сей день знаменитая площадь, на ней по сей день та же великолепная церковь, по сей день живы потомки Колонн и, самое главное, Dixit Dominus по-прежнему в репертуаре не только специфических программ, но часто исполняется большими хорами и оркестрами под управлением лучших дирижеров. 

«Песнь восхождения», на иврите Шир ха-маалот – так называется группа псалмов со 119 по 133. Еврейская традиция считает, что эти псалмы пели левиты во время богослужений в Иерусалимском Храме, стоя на ступенях, которые отделяли женскую территорию от внутренней части храмового двора, куда допускались только мужчины. Ступеней этих было пятнадцать – отсюда и количество псалмов. Согласно христианской традиции, речь идёт о восхождении на родину, в Иерусалим, евреев, вышедших из Вавилонского плена. В переносном смысле (а он главный в библейских текстах) эти псалмы наставляют человека на правильный путь. Читая их, человек повышает свой духовный уровень, как бы «восходит». Есть версия, по которой это песни паломников, поднимающихся в Иерусалим на праздники (на иврите в Иерусалим не идут или едут, а именно поднимаются).

Одна из «Песней восхождения» – псалом 129-й (в масоретской нумерации 130-й) –  начинается словами «Из глубины…», на латыни – De Profundis. Именно под этим названием написаны сочинения целой плеядой композиторов всех стран и эпох: Шютц, Перселл, Бах, Гендель, Глюк, Моцарт, Мендельсон, Лист, Онеггер, Шенберг, Пярт… Это – самые знаменитые, но список можно продолжать бесконечно. Музыка может быть написана буквально на библейский текст, как кантата Баха  Aus der Tiefen rufe ich, Herr, zu dir (BWV131):

Пронизана духом этого текста, как De Profundis Ференца Листа, написанный для фортепьяно с оркестром:  

Послушайте также De Profundis Софьи Губайдулиной, на исполнении которого мне довелось побывать в 1980 году. Сочинение написано для выборного баяна, имеющего очень большой звуковой диапазон, и звуки как бы выходят из глубины к свету, к верхним регистрам:

А этот вариант псалма написан Кшиштофом Пендерецким, как часть симфонии «Семь ворот Иерусалима», премьера которой состоялась в Иерусалиме в 1996 году, и мне также посчастливилось быть свидетелем первого звучания этой замечательной музыки.

(Продолжение следует)

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.