next perv

Менора на южных рубежах Иудеи



На окраинах стремительно растущей Беер-Шевы археологи, проводившие спасательные раскопки, обнаружили древнее еврейское поселение, существовавшее здесь в эпоху II Храма.  Судя по найденной керамике и другим признакам, евреи прожили в нем около 150 лет, с I века до н.э. до середины II века н.э.

Несмотря на то, что найденное поселение находилось в самом сердце пустыни Негев, благодаря нескольким источникам недостатка воды в этих местах не ощущалось. Первые люди поселились здесь еще в каменном веке, 6200 лет назад, а возможно, и раньше. В прошлом археологи нашли здесь мастерскую по изготовлению кремниевых орудий и сотни каменных изделий. По мнению Петера Фабиана и других археологов, копавших в этих краях, древние жители занимались изготовлением каменных ножей и серпов.

Во времена II Храма Беер-Шева была южной окраиной Иудеи. В прошлом здесь находили различные еврейские артефакты, но никаких следов еврейского поселения. «Это была пограничная территория, мы вообще мало знаем, что здесь происходило.  В районе Беер-Шевы было найдено несколько византийских христианских селений, однако I-II века н.э. – настоящая черная дыра», – говорит Шира Блох, исследовательница из Беер-Шевского университета. Основные еврейские поселения того времени находились гораздо севернее.

Помимо еврейских, в прошлом археологи находили в районе Беер-Шевы набатейские артефакты. При этом, по словам Блох, евреи и набатейцы, судя по всему, жили отдельно: нет никаких свидетельств близких контактов между двумя группами.

В настоящий момент археологи даже не пытаются предположить, каковы были размеры древнего еврейского города:  он был найден всего три месяца назад, на участке, предназначенном для строительства нового жилого массива около северного въезда в Беер-Шеву.

Среди наиболее убедительных свидетельств, что найденное селение было именно еврейским – маленький масляный светильник, украшенный менорой с девятью ветвями, каменная утварь и миква.

Как уже было сказано, город находился на южной границе Иудее, на древнем торговом пути, соединявшим Негев и приморскую равнину. Стратегическое местоположение, возможно, заставило жителей построить сторожевую башню, отличавшуюся толстыми стенами и правильной квадратной формой – большая редкость для того времени. После того, как в римские период город был заброшен, окрестные жители растащили башню, и использовали ее камни для строительства жилищ.

Среди прочего, археологам удалось найти городские выгребные ямы, а в них – множество разбитой керамики, включая масляные светильники, характерные для еврейских поселений того времени. Светильники были украшены изображениями винограда, гранатов, пшенице. Один светильник украшает менора.

«Это одно из древнейших известных изображение меноры», – говорит Блох. То, что у меноры не семь, а девять ветвей, не является чем-то из ряда вон выходящим. Храмовая менора действительно была семисвечником, о чем свидетельствует, в частности, знаменитая триумфальная арка в Риме. Однако, согласно Талмуду, только храмовый светильник мог иметь семь ветвей, поэтому, изображая менору, евреи увеличивали их число до восьми, девяти и даже одиннадцати.

Каменная (известковая) кухонная утварь так же является характерным признаком древнего еврейского города. В выгребных ямах было найдено множество разбитых каменных сосудов. Согласно еврейскому закону, такую посуду невозможно осквернить, поэтому евреи, соблюдавшие законы ритуальной чистоты, предпочитали ее

В выгребных ямах так же были найдены косточки маслин и фиников, а так же древесный уголь, который археологи смогут использовать для радио-углеродного анализа. Впрочем, руки до этого пока не дошли.

В древнем еврейском городе непременно должна была быть миква – бассейн для ритуального омовения. В настоящий момент исследователи нашли ступеньки, характерные для миквы, однако полной уверенности у них нет, это могла быть и кладовка. Так что поиски миквы продолжаются.

Поскольку найденный город не был разрушен вражеской армии, археологи не нашли человеческих останков – поскольку евреи никогда не хоронили покойников внутри города.  Возможно, погребальный комплекс будет найден позже, когда начнутся раскопки в окрестностях.

В ходе раскопок были найдены следы огня, неизбежные в любом месте, где люди жили и готовили себе пищу, однако никаких признаков большого пожара. Это означает, что город не был сожжен в ходе боевых действий. Тем не менее, после подавления восстания Бар-Кохбы (132-35) город опустел. «Возможно, евреи ушли на север, возможно, смешались с окружающими народами», – говорит Блох.

По материалам израильской прессы.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.