Статья

Львы, быки, орлы и волки: трон царя Шломо

Львы, быки, орлы и волки: трон царя Шломо

О принципе действия и судьбе трона царя Шломо.

Едва ли не все, связанное с жизнью и деятельностью царя Шломо, со временем обросло многочисленными легендами и преданиями. Не избежал этой участи и трон мудрейшего из всех людей. Уже в Писании мы находим весьма впечатляющее описание царского престола: «И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; вверх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобно сему не бывало ни в одном царстве» (Млахим I, 10: 18-20). Однако поздние авторы (например, второго Таргума) добавили к этому рассказу множество красочных подробностей.

Прежде всего, значительно вырос «зоопарк», находившийся возле трона. Помимо упомянутых в писании 12 львов, возле трона оказались 12 орлов, каждый из которых стоял напротив льва. Кроме того, к трону вели шесть ступеней, так же украшенные золотыми изображениями животных: первая — лев напротив быка, вторая — медведь напротив агнца, третья — барс напротив верблюда, четвертая — орел напротив павлина, пятая — кот напротив петуха, шестая — ястреб напротив голубя (Таргум шени; в других мидрашах фигурируют другие животные: волк, слон, гриф и даже демон). Видимо, эти пары должны были олицетворять мессианское будущее, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе» (Йешаягу, 11:7).

На спинке трона сидел голубь, державший в клюве ястреба — символ грядущего торжества Израиля над язычниками. Там же находился золотой светильник-канделябр с 14 ветвями, по 7 с каждой стороны: на ветвях с одной стороны были вырезаны имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, на ветвях с другой стороны — имена Леви, Кегата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Медада, а так же пророка Хагая. (Поскольку последний жил задолго после Шломо, некоторые полагаю, что следует читать Хур). Над светильником находился сосуд с маслом, питавшим лампады светильников.

Как известно, в еврейской традиции положительных героев было принято изображать знатоками Торы. Поэтому неудивительно, что в мидрашах рядом с троном Шломо стояли кафедры для первосвященника и его заместителей, а так же семьдесят кресел для членов Сангедрина (Синедриона), высшего законодательно-судебного органа. (Как видно из греческого названия этого органа, упоминание о нем в эпоху Шломо является явным анахронизмом, но авторов мидрашей это не беспокоило). Чтобы царя не беспокоили бурные судебные прения, рядом с каждым царским ухом сидело по голубю.

Согласно мидрашам, золотые фигуры животных были сложными механизмами. Когда царь Шломо восходил на первую ступень, бык нежно поднимал царя на рога, и передавал его льву, тот — агнцу, и т.д. (Согласно другому мидрашу, бык протягивал ногу, на которую царь опирался. То же самое происходило на остальных ступенях. Когда царь достигал шестое ступени, его подхватывали орлы, которые возносили его на престол. Когда царь усаживался, орел (в других мидрашах лев) возлагал ему на голову корону, а львы и орлы поднимались наверх и поднимали над ним крылья и лапы, образуя своего рода сень. После этого на колени Шломо садился голубь, приносивший из ковчега свиток Торы.

Трон Шломо мог двигаться с помощью специальных колес, вокруг которых обвивался серебряный змей. В других мидрашах змей был золотым, и лежал, свернувшись, на троне, разворачиваясь, когда царь восходил на престол.

На своем престоле Шломо восседал, когда вершил суд. При этом, если свидетели пытались лгать, хищники начинали рычать, бык мычать, птицы кричать, а агнец блеять. При этом зрелище лжесвидетели немедленно раскаивались и начинали говорить правду, боясь, что иначе «весь мир будет разрушен». Когда Иерусалим захватил вавилонский царь Навуходоносор, он увез трон Шломо в качестве трофея. Но стоило ему взойти на первую ступень, как лев ударил его лапой, и он охромел. (Возможно, мидраш намекает здесь на римского императора Нерона, в конце правления которого началось Великое восстание, закончившееся разрушением Храма. Полное имя императора — Нерон Клаавдий Цезарь Август Германик; имя Клавдий (Claudius) происходит от  claudus – хромой). Захватив Вавилон, Александр Македонской увез трон Шломо в Египет. После этого во втором Таргуме начинается подлинная фоменковщина. В Египте трон приглянулся фараону Шишаку — современнику иудейского царя Рехавама, жившего за много веков до Александра. Однако он так же пал жертвой золотого льва, и хромал до конца своих дней. (Намек на то, что вождь вандалов Гизерих, захвативший Рим и увезший в Африку хранившиеся там храмовые сокровища, был хром?).

Египет завоевал Эпифан сын Антиоха, который погрузил чудесный трон на корабль, где у него сломалась ножка, и ни один ремесленник не смог ее починить. Когда же царствование Эпифаном закончилось, на него удостоился взойти персидский царь Кир (sic!) — за то, что разрешил евреям отстроить Храм.

В других мидрашах картина в большей степени соответствует историческим реалиям. Когда после смерти Шломо на престол взошел его сын Рехавам, египетский фараон Шишак, захватив Иерусалим, увез трон к себе в Египет. Захвативший Египет ассирийский царь Синнахериб забрал престол с собой, однако на обратном марше, когда его войско чудесным образом погибло под стенами Иерусалима, вынужден был его бросить, и чудесный механизм вновь оказался в руках иудейских царей, и оставался в Иудее, пока его снова не увез в Египет фараон Нехо, разгромивший иудейского царя Йосию. Следующим обладателем трона Шломо стал вавилонский царь Навуходоносор, завоевавший Египет. Затем он достался победившим Вавилон персидским царям (не смевшим на него садиться), затем грекам, и, наконец, римлянам. Каково происхождение легенды о чудесном троне еврейских царей? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, однако позволим себе следующее наблюдение. Второй Таргум исследователи датируют седьмым, восьмым или даже одиннадцатым веком. А вот отрывок из отчета епископа Лиутпранда Кремонского (около 922 – 972), который в 949 году ездил послом в Константинополь, и был принят византийским императором (Цит. по А. Карпов, Княгиня Ольга):

Перед императорским троном стояло бронзовое, но позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы различных видов, тоже бронзовые с позолотой, певшие на разные голоса, согласно своей птичьей породе. Императорский же трон был построен столь искусно, что одно мгновение казался низким, в следующее — повыше, а вслед за тем — возвышенным; [трон этот] как будто охраняли огромной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но покрытые золотом; они били хвостами о землю и, разинув пасть, подвижными языками издавали рычание. Когда при моем появлении львы зарычали, а птицы защебетали, согласно своей породе…  Я поднял голову и увидел того, кого прежде видел сидевшим на небольшом возвышении, сидящим почти под самым потолком зала и облаченным в другие одежды. Как это случилось, я не мог понять, разве что он, вероятно, был поднят вверх так же, как поднимают вал давильного пресса.

Это — далеко не единственное описания трона византийских басилевсов. Так, в хронографе, приписываемом императору Феофилу, мы находим следующее:  «Сей же истощи вся сокровища… сотвори же и органы, любо художества златокованны, изваено хитростию дыхание, доброгласная и сладкая пения возглашаху. С ними же и златая древеса, на них же птицы песнивые златокованны седяху, яко на ветвиях тополных, сиречь древесных или певгох островерхих, хитростию издающе песни медовные. Сице человецы хитри суть, многокозненни, руце и художества их в мале подобятся одушевленному естеству!». А историк, описывавший правление Михаила III Пьяницы (840 – 867), сообщает, что «когда за малое время сей страстный любитель конных ристаний истратил такую сумму на нечестивые зрелища и пришло время раздачи царских даров, денег, ради которых бьется с вражьим строем наемное войско, не оказалось, и царь отдал в казну для переплавки знаменитый золотой платан, двух золотых львов, двух грифов,  цельнозолотых и чеканных, цельнозолотой орган и другие предметы для царского представительств».

Как пишет Т. Райс (Византия. Быт, религия, культура) механический трон был изготовлен по заказу императора Феофила (813 – 20 января 842).

Титульная иллюстрация: Визит царицы Савской к царю Соломону. Эдвард Джон Пойнтер, 1890 / Wikimedia