next perv

Легенды евреев: День десяти корон



Выдаюшийся ученый и талмудист, уроженец Ковно Луис (Леви) Гинцберг (1873–1953) по праву считался одним из лидеров американского еврейства. Его перу принадлежит множество статей, исследований, галахических респонсов. Однако наибольшую известность Гинцбергу принес семитомник «Сказания еврейского народа», в котором он собрал и систематизировал множество легенд и преданий, рассыпанных по страницам Талмуда и классических мидрашей.  Опубликованные еще в начале прошлого века, “Сказания” практически сразу стали классикой.
Предлагаем вам легенды о начале службы Господу в Скинии и первосвященнике Аароне.

Евгений Левин, переводчик

___________

Первый день месяца нисана стал особым днем – «днем десяти корон». В этот день князья колен начали приносить свои дары, день, когда Шхина сошла на землю, чтобы пребывать среди сынов Израиля; день, когда запрещены были жертвоприношения на высотах; день, когда священники впервые благословили Израиль; день, когда были совершены первые регулярные жертвоприношения; день, когда священники впервые ели предписанные части жертвенных животных; день, когда на жертвенник впервые сошел небесный огонь; и, наконец, это было воскресенье (на иврите йом ришон– «день первый»), первый день первого месяца еврейского года.

Это был первый день после недели подготовки Аарона и его сыновей, когда Бог сказал Моше: «Ты думаешь, что если в течение недели исполнял священнические обязанности, то стал священником? Нет. Позови Аарона и скажи ему, что он назначен первосвященником. Позови также старейшин, и в их присутствие объяви об оказанной ему чести, чтобы никто не мог сказать, что Аарон самочинно присвоил себе эту честь».

Моше и Аарон. Царские врата церкви пророка Моисея, XIII век. 

На Синае Всевышний отличил Аарона перед всеми остальными, как сказано: «И сказал ему Господь: пойди, сойди, и взойдешь ты и Аарон с тобою; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, а то разгромит Он их» (Шмот, 19:24). Следуя Его примеру, Моше направился сначала к Аарону, затем к его сыновьям, а затем к старейшинам, чтобы обсудить с ними все приготовления к вступлению Аарона в должность.

Когда Моше сообщил Аарону, что Бог повелел назначить его первосвященником, Аарон воскликнул: «Что? Ты сделал всю работу по возведению Скинии, а первосвященником стану я?» Моше сказал ему: «Жизнью клянусь, хотя первосвященником станешь ты, я так счастлив, словно сам стал избранником. Как ты радовался моему возвышению, так и я нынче радуюсь твоему».

Моше продолжал: «Аарон, брат мой. Хоть Бог и помирился с Израилем и простил его грехи, ты должен принести жертву, чтобы заградить рот Сата́ну, и он не возненавидел тебя, когда ты будешь входить в святилище. Возьми молодого тельца, и принеси в грехоочистительную жертву.  Прежде ты едва не лишился чести первосвященника из-за тельца – так принеси же в жертву тельца, чтобы удостоиться этой чести».

Затем, обернувшись к народу, Моше сказал: «Вы должны искупить два греха: продажу Йосефа, чью одежду ваши предки окунули в кровь козла, чтобы показать, что его разодрали хищные звери, и грех поклонения золотому тельцу. Поэтому возьмите козла, дабы искупить грех, совершенный через козла, и тельца, чтобы искупить грех, совершенный через тельца. А чтобы Всевышний наверняка примирился с вами, принесите в жертву еще и быка, показав, что вы приносите в жертву своего божка, того самого быка, которому хотели поклоняться».

Народ спросил Моше: «Как почтить царя, если он невидим?». Моше ответил: «Поэтому Бог и повелел вам приносить жертвы – дабы Он мог явить вам Себя».

Услышав эти слова, народ возрадовался, поняв, что Бог окончательно их простил, и поспешили привести в Скинию жертвенных животных. Моше же наставлял их такими словами: «Берегитесь, очистите свои сердца от дурного начала, дабы у вас осталась одна мысль и одно желание – служить Всевышнему, и только Ему, ибо он Бог Богов и Владыка Владык. И если сделаете, как я сказал, «явится вам слава Господня» (Ваикра, 9:5).

Однако Аарон, в силу своей скромности, не смел приступить к своим священническим обязанностям. Жертвенник, украшенный рогами, приводил его в трепет, напоминая, как Израиль поклонялся тельцу – преступление, в котором он считал себя частично виновным. Поэтому Моше пришлось убеждать его приблизиться к алтарю и совершить жертвоприношение.

Принеся положенные жертвы, Аарон поднял руки и благословил народ, сказав: «Да благословит тебя Господь и охранит тебя! Да озарит Господь тебя лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе мир!» (Бемидбар, 6:24-26).

Однако, несмотря на все жертвоприношения и благословения, никаких признаков Шхины так и не было, и опечаленный Аарон подумал: «Наверное, Бог гневается на меня; моя вина, что Шхина не снизошла на народ Израиля. Я виноват перед братом, Моше, что напрасно входил в святилище, ибо моего служения недостаточно, чтобы Шхина снизошла на Израиль».

Тогда Моше вошел в Скинию вместе с братом. Когда они помолились вместе, «вышел огонь от Господа, и сжег на жертвеннике всесожжение и тук» (Ваикра, 9:24). Дрова при этом не загорелись, а медная обшивка не оплавилась.

Первосвященник. Иллюстрация XIX века

Когда народ увидел небесный огонь, явный знак божественной милости и прощения, он «возликовал, и пал на лицо свое» (там же), и начал славить Всевышнего, воспев ему хвалебный гимн.  Не только на земле, но и на небесах царила радость, ибо в день возведения Скинии Всевышний радовался так же, как в первый день сотворения мира, когда Он создал небо и землю. Ведь, в каком-то смысле, возведение Скинии стало финальным аккордом сотворения мира. Сказано: мир стоит на трех основаниях – на Торе, на служении Богу и на добрых делах (Авот, 1:2). От сотворения мира до Синайского откровения мир существовал благодаря добрым делам (и милости Творца). От дарования Торы до возведения Скинии – благодаря добрым делам и Торе. И лишь после возведения Скинии мироздание обрело твердое основание и отныне  стоит на Торе, служении Богу и добрых делах.

Сотворив мир, Бог пребывал с людьми; Шхина удалилась на небеса только после того, как первые люди согрешили. Однако в день освящения скинии Шхина вернулась к людям. Поэтому ангелы скорбели в тот день, говоря: «Как мог Всевышний покинуть свое небесное воинство и поселиться среди людей?». Чтобы успокоить их, Всевышний сказал: «Жизнью клянусь, местом Моего пребывания останутся небеса». Однако Он не был до конца честен, ибо Его главное местопребывание – на последнем из семи небес. Ибо после того, как на земле воздвигли Скинию, Всевышний повелел ангелам возвести на небесах такое же святилище. В годы изгнания, когда земной Храм разрушен, ангел Метатрон приносит там в жертву Всевышнему души праведников, чтобы искупить грехи Израиля».

В этот день также произошли важные изменения в отношениях Всевышнего и Моше. До этого Моше слышал глас Всевышнего, словно звучащий из трубы, и лишь покрасневшее лицо пророка выдавало, что он слышит глас откровения. Однако в тот день, когда Моше вошел в Скинию, он слышал, как к нему обращается сладкий, приятный, ласковый голос, и говорил: «Послушаю, что скажет мне Господь Бог». И услышал: «Прежде между мной и моими детьми царили вражда, гнев и ненависть. Ныне же между мной и детьми моими царят любовь, дружба и мир».

Видимым знаком того, что наконец воцарился мир, стало то, что в этот день у демонов отняли возможность невозбранно перемещаться по всей вселенной. До этого дня они встречались так часто, что даже Моше, восходя на гору Синай, должен был читать специальную молитву, прося Всевышнего защитить его от демонов. Однако с тех пор, как была воздвигнута скиния, демоны исчезли. Нет, порой они все-таки встречаются, и даже могут убить человека, особенно между 17 тамуза и 9 ава, когда демоны вновь обретают силу. Самый страшный из них – Кетев, убивающий одним своим видом не только людей, но и животных. Он катается, словно шар; у него баранья голова с одним единственным рогом посреди лба.

Так же, как благодаря Скинии Бог лишил силы демонов, священническое благословение, которое Он дал своему народу, защищает от дурного глаза, который, в противном случае, причинял бы столько же вреда, как и до синайского откровения. Тогда великие события привлекли к Израилю взгляды всех народов, и дурной глаз язычников стал причиной событий, которые привели к тому, что скрижали завета были разбиты.

Когда Скиния была, наконец, воздвигнута, не только Всевышний, но и Моше благословил Израиль, сказав: «Пусть Господь, Бог ваших предков, увеличит ваше число еще в тысячу раз и благословит вас, как он вам обещал» (Дварим, 1:11). Народ же ответил на это: «Да будет милость Господа Бога нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди» (Тегилим, 90:17).

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.