Казни египетские
Девятого января 1873 года родился Хаим-Нахман Бялик – выдающийся поэт, писавший на иврите и идиш, классик современной еврейской литературы.
Не будучи религиозным человеком, Бялик, учившийся в знаменитой Воложинской йешиве, на всю жизнь сохранил глубокий интерес к традиционной еврейской литературе. В 1908–1909 гг. вместе с Йегошуа Равницким он выпустил капитальный труд «Сефер ха-аггада» — антологию легенд, рассказов, притч и изречений, извлеченных из Талмуда и мидрашей.
Предлагаем нашим читателям отрывок из этой антологии в переводе Семена Фруга.
Египетские казни
Поражение Нила, воды которого превращены были в кровь, было совершено через Аарона, а не через Моисея. Ибо Господь сказал Моисею:
— На лоне этих вод ты обрел спасение от угрожавшей тебе смерти, и не подобает, чтобы кара, имеющая постигнуть эту реку, была совершена твоей рукою
(Шмот Раба, 9).
Первою карою было превращение нильских вод в кровь. Ибо сказал Господь: “Река эта обожествляется египтянами, и Всевышний, желая покарать народ, прежде всего поражает кумиры, которым этот народ служит”.
И превратились в кровь все воды, какие были в пределах египетской земли, и даже вода в чашах для питья; и слюнные железы у египтян стали выделять кровь. И была кровь во всей земле египетской.
(Танхума га-Кадум)
Кары, ниспосланные на египтян, следовали одна за другою в том порядке, как производятся боевые приемы на войне.
Военачальник, обложив город, прежде всего старается лишить жителей воды. Если после этого город не сдается, войска начинают производить оружием грохот и звон, сопровождаемые грозными боевыми кликами. Потом, в дело вступают лучники, обсыпая город градом стрел. За лучниками выступают отряды варварски жестоких бойцов. Если и этого оказывается недостаточным, за дело принимается отряд истребителей; затем на город изливают легковоспламеняющуюся жидкость, после чего идет метание из пращей, общий штурм всеми боевыми силами. Взятых в плен заключают в темницы и, наконец, старших и более влиятельных предают казни.
То же происходило и в Египте:
Вода была превращена в кровь. Жабы оглушали своим кваканьем. Мошки впивались в тело, как стрелы. Нашествие хищных зверей. Моровая язва истребила скот.
За моровою язвою — воспаление с нарывами.
Разразился град.
За градом — саранча.
Потом — тьма.
И наконец — поражение первенцев.
(Танхума)
Последняя из десяти кар, поражение первенцев, постигла не только живых первенцев египетских, но отразилась и на давно умерших: в эту ночь собаки разрыли их могилы и кости растаскали по всему Египту. Бывшие же в домах египтян изображения первенцев их арабесками на стенах оказались разбитыми в куски и рисунок их стертым.
Из всех египтян ни одной из кар не подверглась одна только Бифия, дочь фараона, извлекшая младенца Моисея из Нила
(Сефер га-Йашар).
Гроб Йосефа
Как нашел Моисей место погребения Йосефа? От того поколения в живых осталась Серах, дочь Ашера. Пришел к ней Моисей и спросил:
— Не известно ли тебе что-либо о том, где погребен Йосеф? Серах поведала Моисею следующее:
— Египтяне сделали для Йосефа металлический гроб и опустили его на дно Нила, дабы призвать благословение на воды этой реки. И еще потому, что чародеи египетские говорили фараону:” Если ты желаешь, чтоб израильтяне никогда не ушли отсюда, сделай так, чтоб они не могли отыскать гроб Йосефа; ибо Йосеф заклял сынов израилевых вынести кости его отсюда и взять их с собою в Землю Обетованную. Таким образом, без его останков им невозможно будет уйти из Египта.
Пошел Моисей, стал на берегу Нила и громким голосом воззвал:
— Йосеф! Йосеф! Настало время, когда Господь избавляет народ свой от рабства, и наступил час для исполнения данной тебе народом клятаы. Воздай же должное Господу: ты задерживаешь Духа Святого, задерживаешь народ, задерживаешь Покровы Облачные Славы Господней. Если ты сам покажешься из воды — хорошо, если же нет — мы свободны будем от клятвы нашей.
Тотчас на воде показались пузырьки и легко, как тростник, всплыл со дна гроб Йосефа.
Все время странствования Израиля в пустыне гроб Йосефа и Ковчег Завета находились рядом. Прохожие, видя это, спрашивали о значении этих двух хранилищ. Им отвечали: “В одном — останки человека, в другом — Завет Господень”.
— Но разве подобает находиться мертвецу рядом со святыней Господней.
— Тот, кто покоится в этом гробу, исполнял все, что написано в Завете этом.
(Сота, 13).
Тройное наказание
Своим упорством фараон напоминает притчу про наказанного слугу:
— Некто послал слугу на базар купить рыбу. Купленная рыба оказалась тухлой. За это хозяин предложил слуге на выбор одно из трех наказаний: съесть рыбу, либо получить сто ударов, либо же заплатить сто мин[.
— Съем рыбу, — выбрал слуга.
Принялся есть, но не успел окончить, как ему сделалось дурно.
— Нет, — заявил он, — лучше уж получить сто ударов. На шестидесятом ударе он почувствовал, что больше ему не выдержать.
— Остановитесь! — закричал он. — Плачу сто мин.
Оказалось — он и тухлой рыбы наелся, и бит был, и денег лишился.
Так и фараон: и карам подвергся, и освободил евреев, и Египет был разорен.
(По Танхума га-Кадум).