next perv

Известно, что слоны в диковинку у нас…



«В феврале стоит покупать слонов», – утверждает израильский писатель Йоэль Хоффман. Но именно в месяце тишрее, с приближением праздника Суккот, как никогда следует поговорить о слонах и внимательно присмотреться к разнообразным изображениям этого животного, то и дело мелькающим в иерусалимском пейзаже.

Казалось бы, что может объединять Суккот, Иерусалим и такое экзотическое животное, как слон? Как говорит Даниил Иванович Хармс в сказке «Во-первых и во-вторых»: «Ну, здесь-то слона не достанешь. Здесь не Африка». И всё же, изучавшие полемику наших древних мудрецов танаим в трактате Мишны «Сукка» (23:1-2), сразу же поймут, в чем тут дело.

«Делать из скота стену сукки. Рабби Меир запрещает, а рабби Йегуда разрешает. Ибо рабби Меир говорил: Не из одной вещи, в коей есть жизни дух, не делают стенки для сукки […] Рабби Йоси Галилейский добавляет: также не пишут на них геты (разводные письма) для жен. В чем логика рабби Меира? Абайе говорит: Как бы не умерли! Рабби Зейра говорит: Как бы не удрали. (Ученики развили эти положения:) Из привязанного слона – никто не спорил: [можно делать стенку сукки], ибо не убежит, а если умрет [и упадет], то и тогда в туше его будет 10 [ладоней.] (Т.е., достаточная высота для того, чтобы сукка считалась кошерной). Но спорили о непривязанном слоне. По мнению того, кто опасался, как бы [слон] не умер, нечего опасаться (ибо, как уже говорилось, его туша ничуть не хуже живого слона), но по мнению того, кто опасался, как бы [слон] не удрал,  опасение имеется».

Вопрос о том, был ли во всей многовековой истории евреев  хоть один случай, когда редкому в наших краях слону, тщательнейшим образом привязанному, скажем, к скале, пришлось поработать стенкой сукки, можно с полным правом счесть досужим и неуместным. Как бы то ни было, образ крупнейшего сухопутного млекопитающего, собственным прямостоящим и одушевленным телом или скорбной поверженной бездыханной тушей помогающего народу Божьему исполнить заповедь, навсегда отпечатался в национальном сознании.

Существует редко исполняемое в наше время правило, по которому при виде слона или обезьяны, следует произносить: «Благословен Ты, Бог наш, Царь Вселенной, изменяющий создания». Происхождение сего эволюционистского благословения, несомненно, вызвавшего бы горячее одобрение Чарльза Дарвина, покрыто тайной. Почему именно слон, и никто другой, удостоен такой чести, наравне с самым близким к человеку Господним созданием? «Меирей Брахот» (52:8) считает, что дело тут в особом сходстве слона с человеком, так как тела обоих не покрыты шерстью, и первый использует свой хобот так же, как второй – руки. Широко распространена и легенда о том, что во времена великого потопа Бог превратил некоторых людей в обезьян и слонов.

В трактате Вавилонского Талмуда «Брахот» (56) сказано:

«С тем, кто видит во сне слона, произойдут чудеса».

Величайший из еврейских мудрецов Алжира, рабби Шимон бен Цемах Дуран (РАШБАЦ) в 14 веке почитал слонов тварями, наделенными разумом. Он рассказал историю о том, как слон, оскорбленный насмешками торговцев мукой на рынке, издевавшихся над его длинным носом и большими ушами, отомстил обидчикам. Он отправился к реке, набрал полный хобот воды и, вернувшись на рынок, хорошенько оросил ею муку насмешников, сделав ее непригодной для продажи.

Одним словом, только человеческой несправедливостью можно объяснить тот факт, что в вечной столице Израиля до сих пор нет памятника слону. Будем надеяться, что эта досадная оплошность городских властей вскоре будет исправлена. Пока же труженики граффити и прочие служители муз старательно наполняют святой город изображениями Loxodonta Africana и Elephas maximus. А если вы хотите понаблюдать за теми слонами, в коих есть жизни дух и кои вполне могут удрать от исполнения обязанности шалашной стенки, то их вы можете встретить в Библейском зоопарке Иерусалима.

 

02

 

03

 

04

 

05

 

06

 

07

 

08

 

09

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

19

 

18

 

20

 

21

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

30

 

31

 

32

 

Autosave-File vom d-lab2/3 der AgfaPhoto GmbH


ОТПРАВИТЬ

*

ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение