next perv

Израильские археологи раскрыли секрет монументальной римской архитектуры



Давно известно, что многие античные строители были настоящими мастерами своего дела. Однако до сих пор никто не знал, каким образом осуществлялись те или иные монументальные строительные проекты. И вот, наконец, по крайней мере одним профессиональным секретом стало меньше.  Как установили Арлета Ковалевская и др. Михаэль Айзенберг из Института археологии Хайфского университета, древние каменщики вырезали или изображали на самих камнях небольшие, практически незаметные знаки, служившие инструкциями.  Большая часть исследования было сделано в Антиохии Гиппос, городе недалеко от юго-восточного берега озера Кинерет.

Впервые подобные знаки появляются на монументальных стройках Ирода Великого. Затем они исчезают, и появляются вновь лишь с наступлением эпохи «римского мира» (Pax Romana), сопровождавшейся строительным бумом на римском Востоке. Городам, расположенным в этом регионе, потребовалось организовать масштабную добычу камня, чтобы удовлетворить свою потребность в строительных блоках и других архитектурных элементах, необходимых для монументального общественного строительства», – говорит Айзенберг. .

Как показали Айзенберг и Ковалевская, в находившейся на холме Антиохии Гиппос практика оставлять на камнях специальные отметки возникает в конце I и исчезает в середине II века н.э. В других местах она появляется раньше и исчезает позже.  Так что, по словам исследователей, археологи, которым не хватает материала для датировки, смогут использовать эти знаки для более точной датировки архитектурных фрагментов и даже целых зданий.

При строительстве в Антиохии Гиппос (Сусита на арамейском), равно как в других античных городах на территории Израиля, Иордании и Сирии, никто не укладывал друг на друга ряды стандартных кирпичей или строительных блоков, как это делается сегодня. Каждый блок нужно было вырубить отдельно, в случае Гиппоса – из базальта. При этом как вырубка блоков, так и само строительство считалось квалифицированной работой, требующей серьезных профессиональных навыков.

Поэтому, по словам Ковалевской, каменотесы так же желали признания. Кроме того, им было важно, чтобы каменщики укладывали блоки в строго определенном, правильном порядке. Для этого на камнях оставляли специальные знаки.  По прошествие двух тысяч лет обнаружить эти знаки довольно трудно. Для этого необходимы орлиный взор, современные технологии,  а главное,  понимание, где именно нужно искать.  Поэтому неудивительно, что долгое время эти знаки оставались незамеченными – до тех пор, пока Айзенберг и ее команда не приступили к реконструкции римской базилики в Сусите. «Лампочка зажглась только в тот момент, когда мы принялись укладывать друг на друга тяжелые базальтовые блоки, из которых состояли колонны. Каждая колонна достигала 9 метров, и состояла из пьедестала, основания, ствола и, наконец, капители, все это – из местного базальта», – говорит археолог.

Все элементы были одного диаметра, но разной высоты. А для того, чтобы все они, в итоге, оказался на своем месте, они были помечены, в какой части колонны должен находиться каждый из них.  К примеру, блок, помеченный IIIIA, должен был находиться выше, чем помеченный IIIA, и т.д.  Благодаря этому удалось аутентично восстановить колоннаду, украшавшую главную улицу Гиппоса – впервые в истории местной археологии.

Строителям не нужно было метить каждый блок: один из пяти было вполне достаточно. Иногда значками служили буквы, иногда символы, иногда и то, и другое: видимо, каменотесы учитывали, что работник мог оказаться неграмотным.

Строительные знаки были найдены во многих античных городах Леванта, где, как уже было сказано, в эпоху римского владычества велось интенсивное каменное строительство. К примеру, в Мегиддо такими знаками служили небольшие буквы или даже просто зарубки, вырезанные на камнях, использовавшихся при возведении стен и улиц. Такие же значки были найдены на камнях, из которых был построен Монфор, замок крестоносцев в Верхней Галилее. (Видимо, строители, чтобы не напрягаться, воспользовались римским строительным материалом).

Руины Монфора

Знаки каменщиков делились на две основные категории: подписи и инструкции. «Древние каменщики и каменотесы жаждали славы не меньше голливудских звезд», – говорит Ковалевская. Поэтому некоторые из них оставляли на каменных блоках свои подписи. Кроме того, полагает исследовательница, подобные подписи служили гарантией, что каменотесам заплатят за их нелегкий труд (в отсутствии современной техники всю работу нужно было делать вручную), а не попытаются присвоить их работу или сделать вид, что строительный камень был приобретен в каком-нибудь другом месте.

Величественные колонны, украшавшие римские города, состояли их нескольких частей. Прежде, чем доставить из каменоломни к мести назначения, все части обтесывали, чтобы они подошли друг к другу, когда придет время собирать конечную конструкцию. Так поступали, что перевозить готовые элементы, с которых стесали все лишнее, было легче, и, следовательно, дешевле.

Работавшие в каменоломне каменотесы помечали блоки, чтобы строители знали, в каком порядке их следует монтировать. К примеру, согласно одной из систем, каждую деталь помечали буквой и цифрой. Буква обозначала колонну, цифра – позицию элемента внутри колонны. Когда строительство заканчивалось, знаки, во многих случаях, становились совершенно невидимыми постороннему наблюдателю. К примеру, на колоннах колонны пропилей (парадного входа) афинского Акрополя значки были вырезаны на скрытой поверхности камней.

Иногда значками служили только буквы. «Это позволяет установить язык строителей», – говорит Ковалевская. К примеру,  камни,  использованные при строительстве дворцов и гробницы Ирода Великого, нередко помечены еврейскими буквами. Это означает, что среди строителей были евреи, несмотря на римские характеристики самих зданий.

Ирод Великий

В Сусите знаки было найдены примерно на 20% тяжелых базальтовых блоков. По словам Ковалевской, исследователям удалось идентифицировать двадцать различных значков. «Возможно, работники каменоломен не умели ни читать, ни писать. Тем не менее, они знали, как метить камни», – говорит исследовательница.

Если соответствующие знаки сохранились на достаточном количестве камней, они могут быть полезны при реконструкции зданий. Если же строительный материал был использован повторно, они помогают установить, откуда был взят тот или иной элемент.

В настоящий момент в Сусите продолжаются раскопки огромного римского мавзолея, построенного из множества красиво украшенных камней, причем каждый из них был помечен строителями. Поэтому, говорит Айзенберг, в один прекрасный день мавзолей можно будет восстановить в первоначальном виде.  Правда, для этого нужно научиться не только находить эти знаки, но и правильно их читать.

По материалам газеты Ha-Aretz

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.