next perv

И вот, на стоянке



И вот, на стоянке и далее – эпизод, рассказанный в стихах 24-26, – один из самых загадочных и, видимо, архаичных во всей Библии. Господь предстает здесь в виде демонического существа, нападающего на Моше, скорее всего, в ночную пору. Чтобы отвести его атаку, нужно лишить сына Моше крайней плоти. По мнению этнологов (Абрамян), обрезание, представляющее собой изначально частный случай инициации (посвящения), во многих случаях мыслится как укус или частичное поглощение хтоническим существом («Хтонические существа (от греч. хтонос — «земля») — мифологические персонажи, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней». Мифологический Словарь под ред. Е.М. Мелетинского, М.: “Советская энциклопедия”, 1991, стр. 671).

Так, согласно еврейскому преданию, на стоянке «[посланник Господа] принял вид змеи и проглотил [Моше] от головы до бедра, (отпустил), а затем вновь проглотил его от ног до того же места» (Раши вслед за Недарим 32 а и Шемот рабба 5). На символическом уровне инициация выступает как смерть и новое рождение. Нападение на стоянке находится, таким образом, в одном ряду с эпизодом на реке Йаббок (32: 25-33; ср. наш комментарий к этому рассказу), перекликаясь одновременно с угрозой убийства старшего сына фараона в конце стиха 23. Менее очевидна связь обрезания в этом контексте с пасхальной жертвой (в обоих случаях речь идет о защитном ритуале, при котором проливается кровь). Видимо, неcлучайно в пасхальной жертвенной трапезе не могли принимать участие необрезанные (12: 44, 48).

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.