next perv

И было



И было – глава 14 книги Бытия представляет собой один из самых необычных и загадочных текстов во всей Библии. Библеистика нового времени затрудняется с ее датировкой и аттрибуцией. Так, некоторые исследователи полагали, что она является текстом, современным Авра(а)му (т. е. относящимся к началу второго тысячелетия до н. э.). Кроме того, сторонники библейской критики обычно помещают главу вне «источников», из которых, как они полагают, составлен текст Пятикнижия.

В стилистическом и жанровом отношении глава резко отличается от окружающего текста. Читателя поражает в ней обилие персонажей, трудных для идентификации, и местностей, трудных для локализации. Создается впечатление, что перед нами отрывок из какой-то хроники. Битва, о которой идет речь в главе, не является событием еврейской истории; Аврам имеет к ней лишь косвенное отношение и появляется только в середине главы. Сам Аврам выглядит здесь персонажем «международным» – он разбивает коалицию иноземных царей, пришедших приструнить восставших вассалов (стихи 14-16). Странно, на первый взгляд, что на такое способен вчерашний скиталец, боявшийся, как бы у него не отняли жену, и на всякий случай готовый отдать ее первым. Не нужно, однако, забывать, что он нападает внезапно, ночью, на войска, измотанные битвой (стих 15), и с ним идут его союзники – Мамре, Анер и Эшколь. Так как Аврам выступает на стороне местных правителей, он удостаивается их благодарности, а один из них (Малки-Цедек, царь Шалема) благословляет его. Возможно, речь идет об альтернативной форме легитимации еврейского присутствия в Ханаане (помимо обычной – страна была отнята у ханаанцев за грехи и т. д.).

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.