next perv

Геология и Библия



Свидетельства, подтверждающие библейский нарратив, удается найти очень редко. Тысячи лет спустя трудно установить, что стало причиной разрушения того или иного события – война или сильное землетрясение.

Хотя землетрясения случались на древнем Ближнем Востоке довольно часто, летописи их обычно не упоминают. За одним исключением: книги Амоса, Захарии и Иехезкеля прямо и недвусмысленно пишут о землетрясении, которое, по мнению большинства исследователей, произошло ок. 760 до н.э. Много позже римско-еврейский историк Иосиф Флавий описал его в своей типичной манере, и заявил, что причиной бедствия стала гордыня царя Узии.

Археологам удалось найти подтверждение этого библейского рассказа: на севере Израиля были найдены следы масштабных разрушений, датированных VIII веком до н.э. Вне всяких сомнений, значительная часть ущерба была нанесена в ходе ассирийского вторжения и вооруженных столкновений с местными жителями. Однако израильским ученым удалось обнаружить палео-геологические признаки, очевидно указывающие на землетрясение. Библейские описания, таким образом, соответствуют истине, а не являются просто фигурой речи.

Амос говорил:

Слова Амоса, что был одним из скотоводов в Текоа, о том, что было ему в видении об Израилe во дни Узии, царя Иудейского, и во дни Яровама, сына Йоаша, царя Израиля, за два года до землетрясения.

Амос, 1:1

Как считают исследователи, книга Амоса была написана в VIII веке до.н. (с небольшими поздними вставками). Она начинается утверждением, что «Господь возгремит из Сиона», в результате чего «иссохнет вершина Кармеля» (гора в 100 километрах от Иерусалима), после чего разрушение охватит Сирию, чей несчастный народ «пойдет в изгнание в Кир». Божий гнев, по словам пророка-пастуха, так же поразит Газу, а так же все окрестные народы: моавитян, филистимлян, аммонитян. Иудея, разумеется, тоже будет наказана за то, что вновь изменила Всевышнему:

Так сказал Господь: за три преступления Йегуды и за четыре не отвращу Я гнева от него: за то, что отвергли они Тору Господню и законов Его не соблюдали, и введены были в заблуждение ложью своею, которой следовали отцы их.  И пошлю Я огонь на Иудею, и пожрет он дворцы Иерусалима.

Амос, 2:4-5

Участь Северного царства (Израиля), впрочем, будет не лучше: «Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому взыщу Я с вас за все грехи ваши» (там же, 3:2).

Таким образом, гнев Всевышнего, если верить пророку, обрушился на весь регион. Направившаяся предположение, что это было сильное землетрясение – одно или даже два.

Книга Амоса, как уже было сказано, была написана современником этих событий. Книга Захарии была написана позже, между VI и IV вв. до н.э. В ней так же упоминается землетрясение во времена царя Узии, который, как полагают, правил в 787-736 до н.э.: «И побежите, как бежали вы от землетрясения в дни Узии, царя Йегуды» (Захария, 14:5).

По словам Флавия, царю Узии неизменно сопутствовал успех, и из-за этого он возгордился. Однажды он явился в Храм, и заявил, что хочет лично принести жертвы Всевышнему:

Пользуясь таким благополучием и такими удачами, царь сильно возгордился и, вознесясь, благодаря своему скоропреходящему счастию, над тем, что вечно и навсегда сохраняет свою силу, а именно над благочестием и над соблюдением божественных постановлений, он пошатнулся в своем положении и впал в прегрешения отца своего, к которым и последнего привели блестящие успехи и величие власти, хотя он и не сумел удержаться на своей высоте. Когда однажды наступил день торжественного всенародного праздника, царь вздумал облачиться в священническое одеяние и войти в святилище, чтобы там принести жертву Господу Богу на золотом алтаре. Но этому воспротивились первосвященник Азария и бывшие при нем восемьдесят священнослужителей, говоря, что это право принадлежит лишь потомкам рода Аарона, и с громким криком требовали, чтобы царь удалился и не поступал противно велениям Предвечного. Царь разгневался и стал угрожать священникам смертью, если они не замолчат. Вдруг почва содрогнулась от сильного землетрясения, облака разделились и блестящий луч солнца скользнул между ними и ударил в глаза царю, так что последний мгновенно заболел проказою, а вблизи города, в том месте, которое именуется Ерогою, отделилась половина скалы, обращенной к западу, прокатилась на расстоянии четырех стадий к востоку и навалилась на такое место, где находились царские дороги и парк, и засыпала их.

Иудейские древности, 9:10:4

По словам профессора Волфганга Цвикеля из Майнца, существует безошибочный археологический критерий, позволяющий определить, что стало причиной разрушения, война или землетрясение. В первом случае слой разрушения будет не повсеместным: города, открывавшие ворота без боя, не подвергались разрушению. Однако если в какой-то местности разрушены все населенные пункты, речь наверняка идет о землетрясении.

Свидетельств катастрофы, постигшей в VIII веке до н.э. северные районы Израиля, более чем достаточно. Слой разрушений в Хацор датирован Исраэлем Финкельштейном и Игалем Ядином 760 до н.э., т.е. эпохой Амоса. Давид Усышкин обнаружил в Лахише слой разрушений, относящийся к тому же времени; такой же слой обнаружен в Акко,  Мегиддо и других местах.

Но, может быть, виноваты все-таки ассирийцы? Исключено: как объясняют специалисты из Еврейского университета, столь масштабный ущерб невозможно нанести с помощью орудий позднего бронзового или раннего железного века. Филистимлянский Гат, к примеру, был окружен стенами четырехметровой толщины, обрушившиеся в VIII веке. Никакому тарану это было не по силам.

Еще одним важным источником сведений оказалось… Мертвое мое.  Дно Мертвого моря является своего рода геологической летописью Израиля: геологические слои лежат там в правильном порядке, один поверх другого – если этот порядок не был нарушен землетрясением! Радиоактивный анализ органических остатков, обнаруженный в различных слоях, позволяет их датировать. Для валидации этого метода ученые идентифицировали известные землетрясения 1927 и 1834/7 гг. по деформациям дна Мертвого моря.

С помощью радиоуглеродного анализа ученым удалось датировать два землетрясения, произошедшие в эпоху царей: первое случилось в 861-705, а второе – в 824-667 до н.э.  Столь большая амплитуда связана с природой органических материалов, использованных для анализа. Речь идет о растениях, умерши задолго до землетрясения, и снесенных в Мертвое море дождевыми или селевыми потоками.

Где находился эпицентр этого землетрясения, доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи полагают, что он был в Ливане, и что оно было восьмибальным, т.е. чудовищной разрушительной силы. Впрочем, для окончательных  выводов данных все еще недостаточно.

Как бы то ни было, несмотря на все признаки божественного гнева, местные жители быстро разрушили разрушенные города. По словам профессора Цвикеля, это произошло практически сразу после землетрясения.

По материалам Рут Шустер, опубликованным в газете Haaretz.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.