Еврейская демонология. Глава 5. Демоны Нового Завета
Продолжение. Предыдущая глава.
Новозаветная демонология в значительной степени отражает тогдашние еврейские народные верования (известные также по раввинистической литературе), частично же соответствует дуалистическим представлениям сектантской литературы свитков Мертвого моря. Как и в Талмуде и мидрашах, новозаветные авторы называют демонов нечистыми или злыми духами. Предполагалось, что они обитают в безлюдных местах. Одержимость демоном проявлялась в виде в различных недугов; во многих случаях не человек, но вселившийся в его демон контролировал поведение и речь одержимого (Марк, 1:23, 26; 9:17–29).
Рассказ о том, как Иисус исцелил одержимого, заставив легион бесов войти в стадо свиней (Матфей, 8:28–34; Марк, 5:1–20; Лука, 8:26–39) свидетельствует о живучести древних народных верований – равно как и одна из притч, рассказанных Иисусом:
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
Матфей, 12:43-45
Младшие демоны в Новом Завете мало самостоятельны, и подчинены князю, Вельзевулу или Сатану. В некоторых случаях Новый Завет изображает демонов могущественной космической силой, враждебной Богу и людям:
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
Ефесянам, 6:11-12
Вельзевул. Князя демонов и Иисус, и его оппоненты называют Вельзевулом:
Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его?
Матфей, 10:25
Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою вельзевула, князя бесовского.
Там же, 12:24
Этимология этого имени является предметом научного спора; даже новые находки угаритских текстов не смогли до конца прояснить этот вопрос. Согласно одной из версий, Вельзевул – инкарнация Бааль-Звува, бога филистимского Экрона:
И восстал Моав против Израиля по смерти Ахава. Ахайя же провалился через решетку (окна) верхней его комнаты, что в Шомроне, и занемог. И послал посланцев, и сказал им: идите, вопросите Баал-Зевува, божество Экронское, выздоровею ли я от этого недуга? Ангел же Господень сказал Элии Тишбиянину: встань, подымись навстречу посланцам царя Шомронского, и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Баал-Зевува, божество Экронское?
Млахим II, 1:1-3
Возможно, изначально это имя имело несколько значений: Баал-князь, Владыка небес и Повелитель мух.