next perv

ЕВРЕЙСКИЕ КАТАКОМБЫ РИМА  



На протяжении многих веков римские аристократы строили виллы у древней Аппиевой дороги, чья история насчитывает свыше 2000 лет. Имения, окруженные роскошными садами, представляют собой величественное зрелище. Вокруг – археологические памятники, лужайки, усеянные обломками колонн, руины изъеденных временем зданий.

В 1859 году тогдашние владельцы одного из поместий, семейство Ранданини, задумали разбить виноградник. Работы привели к поразительному открытию – катакомбам римских времен.

Собственно говоря, катакомб в окрестностях виа Аппиа немало. Но катакомбы на Винья Ранданини («винья», как можно догадаться, означает на итальянском «виноградник») заметно отличаются от десятков христианских катакомб Рима. Стоит углубиться в них лишь на несколько метров, как попадаешь в тесную камеру с нарисованной на верхней части стены менорой, которая резко выделяется среди камня и глины.

3-The-menorah-chamber-Rossella-Tercatin1-965x543

Изображение меноры – одно из доказательств еврейского произсхождения
 катакомб Винья Ранданини. Фото: Rossella Tercatin/Times of Israel

Чтобы попасть в эту камеру, нужно спуститься под землю. Единственный источник света – карманные фонарики. Маленькая лестница, что отделяет яркий солнечный день от темного и холодного коридора, кажется машиной времени, переносящей гостей катакомб прямо в Древний Рим.

За минувшие века таких гостей здесь побывало немало. Грабители и исследователи очистили катакомбы от большей части содержимого: исчезли кости похороненных здесь людей, украшения и предметы, принесенные скорбящими родственниками. Остались, однако, сотни вырубленных в стенах погребальных ниш, десятки надписей, фрагменты артефактов и выразительные фрески – свидетельства того, как жили и умирали евреи Рима примерно 1,800 лет назад.

«Камера с изображением семисвечника была частным склепом влиятельной семьи. Здесь находился саркофаг главы семейства» – говорит хранитель катакомб Альберто Маркоччи. Маркоччи 84 года. Он проработал 40 лет в Департаменте культурного наследия, специализируясь в области катакомб. Выйдя на пенсию в 1992 году, Маркоччи стал хранителем катакомб Винья Ранданини. Ими, как и всем поместьем, владеет ныне семья маркиза дель Галло ди Роккаджовине, числящая среди своих предков Наполеона Бонапарта. За сохранностью катакомб следят Департамент культурного наследия и еврейская община Рима.

2-the-area-above-the-catacombs-Rossella-Tercatin

Участок над катакомбами Винья Ранданини.
Фото: Rossella Tercatin/Times of Israel

В свое время катакомбы Ранданини были вторыми еврейскими катакомбами, найденными в Риме после открытых в начале XVII в. катакомб Монтеверде. Позднее были найдены и другие еврейские катакомбы, в основном в районе виа Аппиа. Следы двух были утрачены, из оставшихся четырех подземелий сегодня можно проникнуть только в два.

В Италии были обнаружены и другие еврейские катакомбы – в городке Веноза, на Сицилии и Сардинии. Изредка встречаются они и в других уголках средиземноморского мира – в Египте (Александрия), Ливии и, разумеется, Израиле.

В еврейских катакомбах, в отличие от христианских, нет больших помещений для собраний или религиозных церемоний – иудаизм в римской империи был разрешен, и верующим незачем было прятаться под землей. Небольшие комнаты служили, очевидно, для омовения тел усопших или использовались как семейные склепы. Некоторые исследователи считают, что здесь хоронили своих мертвых евреи Рима, не желавшие следовать римскому и греческому обычаю кремации, но в то же время не стремившиеся выставлять напоказ собственные похоронные ритуалы.

В катакомбах Винья Ранданини – около 2000 погребальных ниш, или «локули». Попасть сюда нелегко: обычно катакомбы могут посещать лишь небольшие частные группы (не более 10 человек), пол в подземельях неровный, освещения никакого нет. Этим летом, однако, катакомбы были открыты для широкой публики в честь Юбилейного года милосердия, объявленного папой римским Франциском.

В нескольких метрах от камеры с разрисованными стенами – одной из четырех подобных камер в катакомбах – в глаза бросается мраморная табличка.

«Здесь была похоронена четырехлетняя девочка по имени Неппиа Мароза» – объясняет Маркоччи. «Поглядите, вот вырезанные символы: менора, маленький сосуд с маслом для семисвечника, пальмовая ветвь, этрог и шофар».

6-the-detail-of-the-inscription-that-marks-the-burial-of-4-year-old-Neppia-Marosa-with-a-menorah-a-shofar-a-lulav-an-etrog-Rossella-Tercatin

Погребальная надпись четырехлетней Неппии Марозы; видны менора, шофар, лулав и этрог.
Фото: Rossella Tercatin/Times of Israel

Современные евреи Рима сознают всю важность этих символов. По словам главного раввина Рима Рикардо Ди Сеньи, катакомбы – свидетельство давнего присутствия в Риме одной из древнейших общин диаспоры.

«Катакомбы относятся к особому периоду еврейской истории, когда стих “прах ты и в прах возвратишься” (Быт. 3:19) находил воплощение не только в захоронениях в земле, но и в нишах, вырубленных в камне» – говорит Ди Сеньи. – «В катакомбах нет указаний на раввинические фигуры, но во многих надписях упоминаются писцы или arcontes, которых можно сравнить с современными руководителями общин».

9-an-iscription-with-a-menorah-a-jug-an-etrog-engraved-Rossella-Tercatin

Надпись с изображением меноры, сосуда и этрога 
Фото: Rossella Tercatin/Times of Israel

Большая часть надписей в римких катакомбах, датируемых I-IV веками н. э. – греческие и латинские, надписи на иврите чрезвычайно редки и чаще встречаются в Венозе. Имена в основном также греческие и латинские. Наряду с еврейскими символами встречаются изображения животных, растений, плодов, солнца и звезд, сердца, а также некоторые мифологические языческие изображения.

«Есть много символов, которые являются загадочными или определенно нееврейскими» – замечает Ди Сеньи. – «Очевидно, мы говорим об общине, весьма ассимилированной в окружающем обществе».

11-the-painted-chamber-with-the-goddess-of-Victory-crowning-an-athlete-Courtesy-of-Jessica-Dello-Russo-International-Catacomb-Society

Раскрашенная камера. На потолке изображение богини победы, венчающей атлета.
Фото: Rossella Tercatin/Times of Israel

По словам Джессики Делло Руссо, исследователя из Международного общества катакомб, в трех оставшихся камерах Винья Ранданини нет ничего специфически еврейского.

«Фрески, что примечательно, нейтральны. Это самые общие римские символы, связанные с представлениями о рае – цветы, птицы, богиня удачи Тюхе. Такие символы в те времена использовали все. Я не могла бы вам сказать, во что верили эти люди» – говорит она.

О еврейском характере катакомб Винья Ранданини свидетельствует большое количество особых погребальных ниш, вырезанных перпендикулярно плоскости стены. Такие ниши характерны для катакомб Израиля, хотя встречаются также в нееврейских катакомбах Пальмиры и Северной Африки.

«Было бы очень трудно идентифицировать эти катакомбы как еврейские, не будь надписей с еврейскими символами и особых эпитетов и формул – “любивший людей”, “почитавший законы”, “изучавший законы”», – говорит Делла Руссо.

Она подчеркивает, что большая часть катакомб, включая первоначальные входы, в настоящая время недоступна. Многие накопившиеся у ученых вопросы пока не находят ответов.

«Катакомбы датируются III – IV веками и находятся на месте более древнего захоронения» – добавляет Делла Руссо. – «Было ли оно языческим или еврейским, мы не знаем. Винья Ранданини – все еще девственная территория. Было бы замечательно исследовать ее подробнее».

_____________

C. Шаргородский по материалам статьи Р. Теркатин  (The Times of Israel) и другим источникам.    

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.