Статья

Два Исхода и египетская добыча

Два Исхода и египетская добыча

С завершением исхода отношения между Израилем и Египтом не окончились. Некоторые незакрытые вопросы требовали в том числе и судебного разбирательства. 

Подготовку к Исходу из Египта Тора описывает так:

И дам народу сему милость в глазах Египтян; и будет, когда пойдете, не пойдете порожними. А выпросит каждая женщина у соседки своей и у жилицы дома ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы возложите их на сыновей ваших и на дочерей ваших, и оберете египтян… И сыны Израиля сделали по слову Моше, и выпросили у египтян вещей серебряных и вещей золотых, и одежд. А Г-сподь дал милость народу в глазах египтян; и те давали им взаймы; и обобрали они египтян

Шмот, 3: 12-22, 12: 35-36

Мы интуитивно понимаем, что за 210-летнее египетское рабство евреям полагалось некое возмещение. Проблема состоит в том, что оба раза Тора употребляет глагол «просить» (шааль), а не «забирать», а у этого глагола по отношению к вещам есть простое и понятное значение «просить на время», как в стихе: «И если займет кто у ближнего своего (скот), а тот искалечится или умрет, а хозяина его не было при нем, должен он заплатить» (Шмот, 22:13).  Эта проблема разделяется на три уровня:

а) Юридический. Обязаны ли были евреи возвращать взятые вещи, или же их стоимость можно вычесть из причитающейся им заработной платы (или из стоимости оставленного в Египте жилья)? В трактате Санѓедрин, 91а египтяне требуют свои вещи назад, и обратите внимание, что евреи не отвечают на это требование, а выдвигают встречный иск:

Пришли к Александру Македонскому египтяне, чтобы судиться с евреями, и сказали: сказано: «[Сыны Израиля сделали по слову Моше, и выпросили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых, и одежд]. А Господь дал милость народу в глазах Египтян; и те давали им взаймы; и обобрали они египтян» (Шмот, 12:36). Верните нам золото и серебро, что вы забрали!

Сказал тогда мудрецам Гвиѓа бен Псиса: дозвольте мне пойти и судиться с ними у Александра. Победят они — скажут: невежду победили; если же я возьму верх, скажут: Тора Моше вас победила.

Дозволили ему, и пошел он судиться с ними. Сказал он им: — Откуда доказательства ваши? Сказали они: — Из Торы. Сказал он им: — Ну так и я приведу доказательства из Торы, в которой сказано: «Всего же времени пребывания сынов Израиля в Египте — четыреста тридцать лет» (там же, 40). Дайте же нам плату шестисот тысяч, что вы порабощали четыреста тридцать лет!

Сказал им царь Александр: — Ответьте ему. Сказали они: — Дай нам три дня. Дал он им время. Искали они, не нашли, что ответить, и бежали, бросив засеянные поля и цветущие виноградники. И было это в субботний год.

б) Моральный. Даже если не было юридической обязанности возвращать эти вещи, хорошо ли обманывать, ведь соседи евреев давали им явно с расчётом на возврат! Это имеет в виду Ибн-Эзра в длинном комментарии к Шмот, 3:22: «Некоторые жалуются и говорят, что наши праотцы — воры…»

3) Религиозный. Ибн-Эзра продолжает: «Но как же они не видят, что это было сделано по вышнему приказу! И не стоит спрашивать о причинах этого, ведь Всевышний — творец всего, и Он даёт богатство тому, кому захочет, а потом забирает у него и отдаёт другому. И в этом нет ничего плохого, ведь всё принадлежит Ему». Это заявление не очень согласуется с гневной репликой Авраѓама: «Разве Судья всей земли поступит неправосудно?» (Берешит, 18:25). Да и Моше заботился о положительном имидже евреев в глазах окружающих народов:

Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: “как мудр и разумен народ, этот великий народ”…И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня? (Дварим, 4: 6,8)

На основании этого рабену Хананэль утверждает: «Не бывать тому, чтобы Всевышний разрешил обманывать людей, чтобы евреи попросили золотые и серебряные вещи и не отдали!» Рабену Хананэль вслед за Саадьей-гаоном полагает, что на самом деле вещи были даны не на время, а навсегда, находя такое значение глагола «просить» в следующих стихах: «И сказал им Гидон: прошу у вас одного: дайте мне каждый по серьге из добычи своей» (Шофтим, 6:24), «И сказала она: есть у меня одна небольшая просьба к тебе, не откажи мне. И сказал ей царь — проси, мать моя, ибо я не откажу тебе. И сказала она: пусть Авишаг Шунамитянка отдана будет Адонияѓу, брату твоему, в жены» (Млахим-I, 2: 20-21), «Проси Меня — и дам Я народы в удел тебе» (Теѓилим, 2:5). Слабость этого объяснения в том, что в наших стихах сказано не только «просить», но и «давать взаймы» (ѓиш’иль), а у этого глагола нет значения «давать навсегда».

Р.Овадья Сфорно понимает это, и поэтому в комментарии к Шмот, 4:22 допускает, что речь идёт о даянии на время. Но, полагает он, договор этот потерял силу, когда египтяне погнались за уходящими евреями, вступив с ними в войну, «а на войне добыча побеждённых принадлежит победителям». Если принять это объяснение, то поскольку вещи давались с возвратом, планировался возврат. А как такое может быть? Разве евреи собирались возвращаться в Египет?

Рав Шломо Горен полагает, что собирались. Он обращает внимание на то, что всякий раз, когда Моше просит у фараона разрешения уйти, это формулируется так: «А теперь мы бы пошли на три дня пути в пустыню и принесли бы жертвы Г-споду, Б-гу нашему» (Шмот, 3:18), «Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне» (Шмот, 5:1), «Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне» (Шмот, 7:16, 9:1, 9:13). А обо всём процессе Б-г говорит по-другому: «И нисшел Я избавить его от руки египтян и вывести его из земли той в землю хорошую и обширную, в землю, текущую молоком и медом» (Шмот, 3:8). По мнению рава Горена, планировалось, что фараон отпустит евреев (сразу или после нескольких казней), те отойдут в пустыню на три дня пути — до горы Синай, если отождествлять её с Джебель Хилаль на севере Синайского полуострова — принесут там жертвы, получат Тору, заключат завет… и вернутся. Для торжественной церемонии заключения завета им и понадобятся золотые украшения и красивые одежды: не в рабских же лохмотьях туда идти. А в Египет вернётся уже не толпа рабов, но народ, знающий, что его подлинный Хозяин — это Творец мира, а вовсе не фараон. И этот народ, уже в душе освободившийся из рабства, спокойно соберёт вещи и уйдёт, даже не нуждаясь в разрешении фараона. И вера в Моше после такого завета будет крепче, и не будет ропота в пути.

Вместо этого же евреи не ушли из Египта сами, а были выгнаны, причём неожиданно: «И напирали египтяне на народ, чтобы скорее выслать их из земли» (Шмот, 12:33). Судя по тому, что евреи, принеся и съев пасхальную жертву с мацой и горькими травами, спокойно поставили тесто для обычного хлеба, они не собирались уходить посреди ночи: «И понес народ тесто свое прежде, нежели оно вскисло; квашни свои, увязанные в одеждах своих, на плечах своих» (Шмот, 12:34). Будучи неготовыми к Исходу, евреи роптали на Тростниковом море, роптали из-за воды, из-за еды, из-за тягот дороги, до Синайского откровения и после него, через сорок дней после Синая сделали тельца, всё время собирались вернуться в Египет — вся история еврейского народа пошла наперекосяк. А всё могло бы быть иначе, если бы фараон послушался Б-га и отпустил евреев на три дня в взятых напрокат одеждах и украшениях.

Титульная иллюстрация: Исход из Египта. Ричард Дадд, примерно 1849 г. / Wikimedia