next perv

Давид в Библии и музыке



Трудно найти более связанного с музыкой библейского героя, чем царь Давид. В юности, когда Давид был красив, ловок, отважен и имел доброе сердце, он уже искусно играл на киноре и любил петь. В отрочестве Давид прославился своим музыкальным мастерством, ибо был призван из Вифлеема во дворец Саула в Хеврон, чтобы спасть царя от депрессии игрой и пением, от которых Саулу становилось лучше, «и от него отступал злой дух». Позже, уже взрослый и уже царь, Давид пишет псалмы и, естественно, исполняет их, оформляя музыкой важнейшие церемонии – например, процессию вноса Ковчега Завета в город Давидов. Словом, без музыки Давид практически не существует. Библейский образ Давида-песнопевца отразился, прямо или косвенно, во всей истории музыки. Псалмам и их музыкальным воплощениям мы посвятили специальные статьи, здесь же рассмотрим воплощение в музыке личности самого царя Израиля и основателя столицы царства в Иерусалиме.

«Царь Давид, играющий на арфе», Питер Пауль Рубенс и Ян ван Бокхорст, 1616-1640, масло на деревянной панеле

«Царь Давид, играющий на арфе», Питер Пауль Рубенс и Ян ван Бокхорст, 1616-1640 

Величайший композитор позднего Средневековья, один из ведущих представителей франко-фламандской полифонической школы, Жоскен Де Пре (1450 – 1521) создал около 40 мотетов, один из которых, «Absalon fili mi» («Авшалом, сын мой!») – на текст плача Давида по казненному сыну. Этот мотет – редкий эксперимент в области музыкальной риторики и гармонии, написанный в необычайно низкой тесситуре, со своеобразными модуляциями и явно опередивший свое время, ибо и сегодня слушается как почти современная музыка:

______

Французский композитор Марк Антуан Шарпантье (1643 – 1704) был одним из крупнейших мастеров эпохи барокко. Он много и успешно работал в разных жанрах, при этом особо признаны были его духовные и вокальные сочинения. Славу его, и прижизненную, и в истории музыки, затмевал его современник Жан Батист Люлли, однако в 20 веке Шарпантье был признан одним из наиболее значительных французских композиторов. В 1687 – 1698 годах композитор преподавал музыку в ордене иезуитов. Для колледжа этого ордена он написал оперу «Давид и Йонатан», премьера которой состоялась непосредственно в колледже в 1691 году. В основе сюжета оперы – крепкая дружба между Давидом и сыном Саула Йонатаном, вероятно, самая крепкая из всех описанных мужских союзов в Библии. Возможно, именно поэтому некоторые комментаторы считают, что Давида и Йонатана связывали более, чем дружеские отношения. Фраза из оплакивания Давидом погибшего друга красноречива: «Скорблю о тебе, брат мой, Ионатан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была превыше любви женской»(II Сам. 1:26 ).

______

В эпоху барокко расцветает музыкальный театр, и фигура Давида привлекает многих его авторов. Антонио Кальдара (1670 – 1736) был одним из крупнейших оперных авторов своего времени. Он написал 69 опер, в том числе оперу «Кающийся Давид». Знаменитый Никола Порпора (1686 – 1768) среди более чем 40 опер написал «Давида и Вирсавию», внеся на сцену музыкального театра историю трагической любви родителей будущего царя Соломона.

Другая поистине значительная фигура в музыке барокко и в истории музыки в целом – Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759), немецкий композитор, проживший последние 47 лет в Англии; англичане считают его (думаю, по праву) своей национальной гордостью. В 1738 году композитор написал драматическую ораторию «Саул» на либретто Чарльза Дженненса, по библейской «Первой книге Шмуэля». Давид – один из главных героев оратории, а похоронный марш при погребении Саула и близкого друга Давида Йонатана – одна из кульминаций сочинения, которое было представлено публике в Лондонском Королевском  театре 16 января 1739 года.

Это ария из оратории в исполнении замечательного контратенора Андреаса Шолля:

______

А это траурный марш из «Саула» в переложении великого дирижера Леопольда Стоковского для современного большого симфонического оркестра. Исполняет оркестр BBC под руководством дирижера Маттиаса Бамерта.

______

В более позднюю, классическую, музыкальную эпоху, интерес к библейским сюжетам, связанным с Давидом, не ослабевал. Пьетро Алессандро Гульельми (1728 – 1804) написал более 100 опер, среди которых «Триумф Давида». Под этим же названием создал ораторию композитор, капельмейстер и органист Фердинандо Бертони (1725 – 1813). Николо Антонио Дзингарелли (1752 – 1837), хормейстер Сикстинской капеллы в Риме и Неаполитанского собора, учитель Беллини в Неаполитанской  консерватории, был одним  из крупнейших церковных композиторов своего времени. Он написал несколько сот месс, кантат и ораторий, в том числе ораторию о царе Давиде.

Не обошел вниманием личность Давида и самый великий композитор 18 века: 13 марта 1785 года в венском «Бургтеатре» состоялась премьера кантаты Моцарта «Кающийся Давид» (Davide penitente, K469). Написанию кантаты предшествовали параллельно две истории. В 1782 году Моцарт написал «Большую мессу», оказавшуюся последней из многочисленных месс, сочиненных композитором, начиная с десятилетнего возраста. Произведение появилось по обету, данному Моцартом во время болезни его невесты Констанцы Вебер. Премьера трех частей мессы – Kyrie, Gloria и Sanctus – состоялась 26 августа 1783 года в церкви Святого Петра в Зальцбурге (Констанца пела партию сопрано), но части Credo и Agnus Dei еще не были окончены, и в дальнейшем Моцарт не стал завершать эту работу. Трудно сегодня объяснить действия художника, однако внешней причиной, вероятно, было отношение императора Иосифа II к литургической музыке: «Чем проще музыка, тем более она соответствует христианскому смирению и благоговению». (Надо отметить, что во все эпохи советы императоров художникам похожи друг на друга.) В 1783 году, в частности, было строго ограничено использование музыкальных инструментов, что сильно осложняло исполнение «Большой мессы», в которой композитор тяготел к большому оркестру. В результате значительные фрагменты мессы Моцарт использовал в кантате «Кающийся Давид». К этому времени Моцарт уже несколько лет живет в Вене. Он сближается с венскими масонами, постепенно отходит от католичества и, вероятно, увлекается ветхозаветной частью Библии. 14 декабря 1784 года он вступает в масонскую ложу, а через 3 месяца впервые исполняется кантата «Кающийся Давид» с ярко выраженной масонской тематикой. Текст кантаты – перевод Саверио Маттеи псалмов Давида на итальянский. Либретто написал знаменитый Лоренцо Да Понте, урожденный венецианский еврей, затем аббат, масон, уехавший в 19 веке в Нью-Йорк и ставший одним из основателей американской оперы (похоронен в Бруклине).

Тенор Ханс-Петер Блохвиц поет арию из кантаты с оркестром Штутгарта и дирижером Невиллом Меринером:

______

А это хор из кантаты. Исполняют хор и оркестр Берлинской филармонии под управлением дирижера Луи Лангри:

______

В 1833 году великий немецкий композитор-романтик Роберт Шуман придумал музыкальное братство «Давидсбунд» (Давидово Братство, нем. Davidsbund). По замыслу, это сообщество музыкантов должно было противостоять филистерским взглядам на искусство. Филистер – презрительное название самодовольного мещанина, невежды. Шопенгауэр писал, что филистер – человек без духовных потребностей, не ценящий искусство и не разделяющий связанных с ним эстетических или духовных ценностей. По-немецки Philister означает «филистимлянин». Шуман назвал сообщество в честь царя Давида, поскольку по его идее члены Давидсбунда так же борются с мещанством в музыке, как Давид боролся с филистимлянами. Членами общества, давидсбюндлерами, были как современные Шуману композиторы (Шопен, Лист, Паганини, Берлиоз, Мендельсон, жена Шумана Клара Вик), так и те, кого уже не было в живых: Бетховен, Шуберт и Бах. Членами сообщества считались также Эвсебий и Флорестан – выдуманные Шуманом персонажи, представлявшие два разных олицетворения композитора: лирически-созерцательное и импульсивное. Этими именами Шуман подписывал статьи в собственном Neue Zeitschrift fur Musik («Новом музыкальном журнале»). Журнал стал предтечей сообщества, в нем Шуман представил идею создания союза передовых композиторов, противостоящих дурным вкусам в музыке. Некоторые из статей Шуман так и подписывал: «Записки давидсбюндлеров». Хотя некоторые из членов сообщества на деле никогда не принимали участия в жизни «Давидсбунда», их эстетические позиции были схожими с позицией основателя братства. Давидсбюндлерам Шуман посвятил в 1837 году одно из своих лучших фортепьянных сочинений «Цикл из 18 характеристических пьес «Танцы давидсбюндлеров». А  в своем самом знаменитом фортепьянном сочинении, цикле «Карнавал», написанном в 1835 году, одна из пьес (№20) называется «Марш давидсбюндлеров против филистеров». 

Здесь «давидсбюндлеров» играет замечательный пианист Андраш Шифф:

______

Начало 20 века ознаменовано целой серией сочинений, посвященных второму царю Израиля и великому псалмопевцу Давиду. В 1901 году оперу «Саул и Давид» завершает датский композитор Карл Нильсен (1865 – 1931), единственный датский классик, также выдающийся дирижер и музыкальный деятель. Премьера оперы состоялась в 1902 году. Под тем же именем в 1906 году выходит симфоническая поэма голландского композитора и органиста Йохана Вагенаара (1862 – 1941). В 1907 году состоялась премьера оперы «Давид» итальянского композитора и всемирно известного  оперного дирижера Витторио Гуи (1885 – 1975). Чуть позже, в 1929 году,  итальянец Этторе Десдери (1892 – 1974) предъявляет публике вокально – оркестровую Simfonia Davidica, в 30-е годы еще один итальянец, Луиджи Кортезе (1899 – 1976), пишет ораторию «Давид».

В 1921 году появляется один из наиболее значительных в 20 веке опусов о Давиде. Его создает член знаменитой «Шестерки» Артюр Онеггер (1892 – 1955) – швейцарец, родившийся, умерший и проживший большую часть жизни во Франции, но всегда подчеркивавший свое происхождение. Онеггер учился в консерватории в Цюрихе, служил в швейцарской армии, был протестантом, а в музыке был приверженцем жанрам, образам и тематике Баха и его современников. Это ярко проявилось в его музыке к драме швейцарского поэта Рене Моракса «Царь Давид», премьера которой состоялась в народном театре «Жорб» 11 июня 1921 года. В основе драмы библейский рассказ о пастухе, певце и воине Давиде, ставшем царем, о его добрых делах, преступлениях и раскаянии. Моракс, в соответствии с Библией, сохраняет идею покорности Всевышнему и неизбежности возмездия за непокорность. Онеггер в музыке акцентирует противопоставление чистой и преступной совести и провозглашает служение народу оправданием жизни. За собственные поступки и пастух, и царь равно судимы своей совестью, а возмездие усугубляет раскаяние. Моракс широко использует тексты псалмов Давида. После премьеры спектакля Онеггер получил предложение сделать концертный вариант партитуры. Так сценическая музыка к библейской драме превратилась в ораторию с участием чтеца, поясняющего действие между музыкальными номерами. В пьесе Моракса 27 сцен, столько же частей и в оратории, премьера которой состоялась в 1924 году. А в 1937 году композитор осуществил третью редакцию «Царя Давида», приблизив ораторию к жанру оперы. Общий тон музыки в новом «Царе Давиде» эпичен, хотя не лишен лирических и драматических черт.  Двадцать семь музыкальных номеров «Царя Давида» группируются в три неравные части: первая — «Давид — пастух и воин» (№ 1 —14); вторая — «Давид — победитель врагов» (№ 15, 16); третья — «Давид царствующий, вершитель доблестных и неправедных дел» (№ 17—27).

Это вступление и начало оратории. Дирижирует великий швейцарский дирижер Эрнест Ансерме, он же дирижировал премьерой в 1924 году:

______

Это «Марш филистимлян», «Сражение на Гильбоа» и «Праздничный гимн»:

______

А здесь после «Праздничного гимна» кульминация оратории – танец Давида перед Ковчегом Завета. Чтец повествует о том, что Давид, избранный царем, решает перенести в столицу иудейского государства главную святыню — Ковчег Завета. Перенесение ковчега превращается во всенародное праздничное шествие, завершающееся всеобщей пляской и ликованием:

______

Ораторию завершает апофеоз света и жизни, силы которой вечны. Исследователь творчества Онеггера Деланнуа отмечал, что в «Царе Давиде» «живописное преобладает над мистикой»:

______

Коллега Онеггера и его партнер по «Шестерке» Дариюс Мийо (1892 – 1974) – единственный еврей из названных в этой статье композиторов, еврей не только по национальности, но и по своим творческим воззрениям. Называя себя «французом из Прованса иудейской веры», он значительное место уделял в своем творчестве еврейским традиционным и современным сюжетам. Среди названий его сочинений: «Гимн Сиону», «Царица Савская», «Каддиш»,  «Сны Иакова»,  «Моисей», «Ода Иерусалиму», его последнее сочинение – «Ани маамин». В 1952 году Мийо начал работу над оперой «Давид», заказанной Министерством образования и культуры Израиля для «Фестиваля Израиля». Либретто написал друг детства композитора Арман Лунель (1892 – 1977), литератор, философ и уникальный специалист  по «шуадиту» – еврейскому языку Прованса. В 1953 году партитура была закончена, в 1954 состоялась премьера в Иерусалиме в присутствии автора. Опера-мистерия в пяти действиях написана на многие библейские сюжеты, связанные с Давидом. Эпические хоры чередуются с драматическими (победа Давида над Авшаломом) и лирическими сценами (оплакивание Давидом убитых Саула и Ионатана). «Давид» исполнялся на иврите, премьера была посвящена … 3000-летию ИерусалимаСпустя год опера была поставлена в «Ла Скала», а в 1956 году – в Лос Анджелесе, на «Фестивале веры и мира», организованном американской ассоциацией еврейского образования. Запись с этого исполнения мы и предлагаем вашему вниманию^

______

Израильская музыка, конечно же, не могла обойтись без главного музыканта Библии. В 1948 году Менахем Авидом (1908 – 1995, Менахем Малер-Калькштейн, внучатый племянник Густава Малера) написал свою вторую симфонию «Давид», а в 1953 году основоположник средиземноморского стиля в израильской музыке Пауль Бен Хаим (1897 – 1984, Пауль Франкенбургер) написал симфонию «Сладкоголосый псалмопевец Израиля». Ну, а всенародное воплощение образа Давида в музыкальном Израиле звучит повсюду – в детских садах и школах, в ульпанах, где изучают иврит новые репатрианты и во время праздников у Стены Плача в Иерусалиме – это песня  «Давид мелех Исраэль хай ве-каям»  («Давид, царь Израиля, живет и существует»).

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.