История грехопадения первого человека, пожалуй, самый комментируемый фрагмент Танаха. Чрезвычайно влиятельной в истории еврейской мысли является интерпретация  Маймонидаshow show Маймонид – рабби Моше бен Маймон (акроним – Рамбам, 1135-1204), крупнейший еврейский философ и галахический авторитет Средневековья. , которой он предпосылает иронический, с подвохом вопрос некоего критика Писания. Вопрос сводится к следующему: до греха Адам не умел различать добро и зло, а, совершив грех, удостоился этого умения. «Но разве не странно, что в наказание за бунт было дано ему совершенство, которым не обладал он прежде, а именно интеллект? Это как если бы кто-нибудь рассказал нам, что некий человек бунтовал и множил несправедливость, за что был подвергнут метаморфозе и  превращен в небесное светилоshow show Этот вопрос как бы намекает на мифический характер Писания; Моше бен Маймон. Путеводитель растерянных. Часть 1 / Перевод и комментарии М. Шнейдера. Москва-Иерусалим, 2000, с. 62. ».

 

Отвечая на этот вопрос, Маймонид подчеркивает, что умение различать добро и зло лежит в сфере общепринятых суждений (этической оценки, выработки норм поведения), а вовсе не в сфере интеллекта, различающего только истину и ложь. Первый человек до грехопадения был чисто интеллектуальным существом. Его грех состоял в том, что он поддался воображению,  обратился к сфере чувственногоshow show «… он взбунтовался и устремился к воображаемым предметам вожделения и к услаждению своих телесных ощущений….» (там же, с. 72-73). погнался за обретением властиshow show Змей обещает: «… и станете, как боги, что знают добро и зло» (Берешит 3:5). В отличие от не зависящих от человека истины и лжи, хорошее и плохое устанавливается им самим. Отсюда связь власти со сферой этического. . За это «он был наказан тем, что отнято у него было оное интеллектуальное постижение. И потому нарушил он заповедь, повеление о которой ему было дано из-за его интеллекта, и приобрел постижение общепринятых мнений, и погряз в суждениях о плохом и хорошем show show Путеводитель растерянных, с. 73. ». Так человек утратил качества чисто интеллектуального существа, потерял ясность различения истины и лжи и обрек себя на тяжкий труд определения того, «что такое хорошо и что такое плохо». Вкушение плодов древа познания добра и зла является следствием греха и аллегорически обозначает стремление к постижению (или установлению) морально-нравственных норм. Но после грехопадения человек не получил ясного этического знания: отныне он должен в поте лица добывать эту пищу (еда — метафора постижения), трудиться над тем, чтобы  уметь отличить добро от злаshow show «…был он лишен всего и приговорен к тому, чтобы питаться наихудшей едою, которая прежде вообще не употреблялась им в пищу, и даже это только после тягот и трудов, как сказано: “И терние и волчец произрастит она тебе [и будешь питаться полевою травою]” (Берешит 3:18); “В поте лица твоего [будешь есть хлеб]…” (Берешит 3:19)» (там же, с. 75-76). .

 

Как же могло случиться, что чисто интеллектуальное существо, каким был Адам до грехопадения, «увлеклось фантазиями», «устремилось к наслаждениям», погналось за дающим власть правом определять, что есть добро и зло? Маймонид не дает прямого ответа на этот вопрос, но понять его можно следующим образом. История изгнания из райского сада является мифом, который указывает вовсе не на генезис развития событий, а на истинное положение человека в этом мире и на ту цель, к которой он должен стремиться. Преодолевая свое приравненное к животному положение show show «И был он приравнен к скотам в том, что касается пищи и большинства его состояний, как сказано: “И будешь питаться полевою травою” (Берешит 3:18). И сказано в разъяснение этого повествования: “Но человек в великолепии не [долго] пребудет, подобен он животным погибающим”» (Тегилим 49:13). , человек должен подняться до уровня этического, а затем и до уровня интеллектуального существа. Об этом замысле Творца и рассказывает Тора.

 

Интересную трансформацию этого выдержанного в духе аристотелизма прочтения мы находим спустя почти восемь веков у Франца Кафки. Согласно Кафке, отведав запретный плод, человек получил теоретическое знание о том, что такое добро и зло. Но беда в том, что он не способен действовать в соответствии с этим знанием. Не имея сил осуществить этическую норму, человек хотел бы отказаться от полученного знания, но это невозможно. Ему не остается ничего другого, как делать вид, что он не знает, что есть добро и зло, и плодить мотивации,  оправдывающие его поступкиshow show Ф. Кафка. Афоризмы // Собр. соч. в 3-х томах. Москва-Харьков, 1994. Т. 3. С. 15-16 (афоризм 86). .

 
Титульная иллюстрация: Адам и Ева. Фреска Рафаэля Санти, между 1509 и 1511 г. / Wikimedia