Библейский бестиарий: פתן–’петэн’
В большинстве случаев переводчики библейских текстов причисляют петэн’а, упоминаемого во всех трех разделах ТАНАХа, к аспидам, то есть к исключительно ядовитым змеям. В современной классификации аспиды – обширное семейство, объединяющее более 300 видов ядовитых змей, в том числе и род кобр. Большинство современных исследователей придерживается мнения, что библейский петэн – это египетская кобра. Этимология слова «петэн» восходит к глагольному корню «п-т-л» (פתל) – «извиваться», «скручиваться», что отражает подвижный характер аспидов в целом. Но главная характеристика, позволяющая причислить петэн’а к кобрам – это особенность яда, обладающего нейропаралитическим действием. Для обозначения этого яда используется особое выражение «рош птаним», дословно переводимое как «голова кобр»:
«Змеиный яд – вино их, и безжалостный яд кобры (рош птаним, дословно – «голова кобр»)» (Дварим 32:33).
Библия отмечает главную особенность этого яда, в отличие, например, от яда гадюк: попытки высосать его из ранки при укусе не приносят положительных результатов:
«Претворяется пища его в утробе – желчь птаним внутри него. <…> Яд кобры (дословно – «голову птаним») он сосет, прикончит его язык эфъэ (гадюки) (Ийов 20:14, 16).
В пользу отождествления петэн’а с коброй говорит и то, что эта змея описывается в ТАНАХе как известный атрибут ярмарочных факиров:
«Ярость их, как яд нахаш’а(змеи), как у петэн’а глухого, заткнувшего свое ухо, который не слышит голоса заклинателя, искусного колдуна. Боже, сокруши зубы во рту их, разбей клыки кфирим* (молодых львов)…» (Теѓилим 58:5-7).
Поэтическое сопоставление ядовитых зубов кобры и львиных клыков – не случайно для библейского текста. С точки зрения автора Псалмов, опасность наступить на змею равноценна столкновению с зубастым хищником, например, львом или крокодилом:
«На шахал’а (льва) и на петэн’а наступишь, топтать будешь кфир’а (молодого льва) и танин’а (крокодила)» (Теѓилим 91:13).
В пророческой литературе упоминание аспида используется как усилительный литературный прием при описании наступления благодатных времен во время пришествия богоугодного мессии (царя-помазаника):
«И будет играть грудной младенец над норой патэн’а, и отнятое от груди дитя протянет руку свою к логову цифъони (гадюки)» (Йешайа 11:8).
Считается, что знаменитая египетская кобра, известная в Ближневосточном регионе в основном по рассказам, некогда водилась и в южном Негеве.
Египтянами кобра воспринималась как символ могущества, и поэтому её изображение украшало урей, головной убор фараонов. Также эта змея почиталась как воплощение богини Уаджит (Уто), покровительницы папируса и Нижнего Египта. Уаджит изображалась в виде красной кобры, обвивающей стебель папируса (здесь прослеживается явная мифологическая связь с кадуцеем или посохом Моисея – см. статью «Нахаш»). По преданию, Клеопатра VII, последняя египетская царица из эллинистической династии Птолемея, та самая, что пыталась получить власть над южными регионами Иудеи, покончила самоубийством с помощью укуса кобры…
Кобра египетская
Naja haje
Ядовитая змея семейства аспидов. Длина тела – порядка двух метров. Обитает в пустынных местах, предпочитает груды камней, руины, кустарники. При опасности принимает классическую оборонительную позу, раздвигая ребра шейного отдела и напрягая мускулатуру, раскрывая таким образом «капюшон».
Ядовитые зубы кобры, снабженные ядопроводящим каналом, расположены в передней части верхней челюсти. Эти зубы гораздо крупнее остальных зубов и загнуты назад. Яд кобры содержит нейротоксины.
Питается мелкими млекопитающими, земноводными, пресмыкающимися.
Яйца откладывает раз в году, весной. В кладке 10-20 яиц.