next perv

Туваль 11



11. Авторы Евангелий от Матфея (ок 80 г. н. э., Галилея – южная Сирия) и от Луки (80-е -90-е гг. н. э., сирийская Антиохия) использовали: 1) Евангелие от Марка; 2) гипотетический источник под условным названием “Q” (от немецкого “Quelle”, “источник”), в основном, содержавший изречения Иисуса; 3) и свое незаурядное воображение. Для того чтобы понять, насколько велика была роль последнего “источника” из трех вышеупомянутых, достаточно сравнить материалы Матфея и Луки, повествующие об одних и тех же событиях, но не почерпнутые ими из Марка или из источника Q,  как, например, историю рождения Иисуса и его воскресение. Так, по Евангелию от Матфея, немедленно после рождения Иисуса его родители бегут в Египет в страхе перед Иродом, в то время как в соответствии с Евангелием от Луки, они приносят его в иерусалимский Храм, чтобы выполнить заповеди Торы. Причиной этих различий были различные теологические и апологетические задачи авторов этих Евангелий. Для Матфея (наиболее “иудейского” из всех авторов НЗ) Иисус является “новым Моисеем”, а поэтому он преследуем “новым фараоном” (Иродом), и должен оказаться в Египте, чтобы совершить оттуда “новый исход”. Уже в пятой главе у Матфея Иисус поднимается на гору, и дает “новую Тору” (так называемая “нагорная проповедь”). У Луки была несколько иные задачи. В своем двухтомном произведении (Евангелие от Луки и Деяния апостолов) он стремился рассказать историю того, как возникла новая вера, и каким образом она распространилась по всему греко-римскому миру. Ему было важно показать Иисуса и его последователей в респектабельном, с точки зрения греко-римских наблюдателей, свете. Поэтому, родители Иисуса, он сам, а затем и его ученики описаны в качестве правоверных евреев, соблюдающих законы и с уважением относящихся к институтам иудаизма. Именно поэтому после рождения Иисус должен был оказаться в Храме, так как, согласно Торе, после родов еврейская женщина должна совершить жертвоприношение в Храме. Точно также обстоит дело и с описаниями воскресения Иисуса. В то время, как у Матфея “воскресший” заповедует своим ученикам отправится в Галилею, где после встречи с ними на назначенной им горе, он возносится на небо, у Луки Иисус приказывает ученикам не оставлять Иерусалима, и возносится на небо с Масличной горы. Как и в предыдущем примере, апологетические и теологические интересы обоих авторов являются причиной разночтений. Для Луки важно, чтобы “благая весть” вышла именно из Иерусалима, в то время как для Матфея именно Галилея – родина Иисуса и основное место деятельности “Матфея”- является наиболее важным центром раннего христианства.

 

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.