next perv

Он говорил



Он говорил, и далее – здесь начинается первая, вводная речь Моше (глава 1:6 – 4:40). Первая речь состоит из двух частей – исторический очерк (главы 1-3) и основанное на накопленном историческом опыте требование соблюдать законы Всевышнего (глава 4). Речи Моше, составляющие ядро Второзакония, представляют собой одновременно как прощание с народом Израиля, так и формулировку и обновление Завета – политического договора между Богом и его народом (о союзе Бога и Израиля как о политическом договоре между сюзереном и вассалом см. подробно Levenson). Первые три главы книги представляют собой «исторический пролог» к Завету – впрочем, экскурсы в историю встречаются в книге и позже. Такие прологи были характерны для хеттских договоров с вассалами (см. Weinfeld 1972: 69-71), однако они отсутствуют в ассирийских договорах (см. в предисловии о ближневосточных параллелях теологии Завета). Возможно, дело в том, что ассирийские цари считали ниже своего достоинства предъявлять вассалам список благодеяний (ср. Weinfeld ibid.: 68); или ассирийские договоры просто дошли до нас в урезанном виде, без пролога; или исторический пролог провозглашался устно и не записывался (Thompson: 501; подробнее о литературной структуре договора новоассирийского царя Асархаддона с финикийским царем Тира Баалом см. Lauinger). В то же время, исторические прологи встречались не только в вассальных договорах, но и в сводах законов, которые в жанровом плане также перекликаются со Второзаконием (см. Weinfeld 1972: 148-149).

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.