next perv

и говорил им



и говорил им, и далее – речь Йотама принадлежит к жанру машаль (притча), о котором см. в комментарии к Чис 21: 27. Здесь мы встречаемся с этим жанром в одной из его распространенных разновидностей, когда под видом растений или животных говорится о людях. Один из очевидных смыслов притчи – по‑настоящему достойные люди к власти не стремятся, им и без того есть что делать. (Ср. поведение самого Йотама, о котором ничего не сообщается даже после гибели Авимелеха. Видимо, он предпочитает оставаться частным лицом, не участвуя в дальнейшей борьбе за власть.) Для правления годится только терновник, единственным сомнительным достоинством которого является даваемая им тень (какая польза может быть от тени кустарника для больших деревьев?). Но на этом сходство между терновником и правителем (в данном случае Авимелехом) не заканчивается.  Терновник покрыт шипами и легко загорается, губя все вокруг, и при этом сам гибнет. Такова же будет и судьба правителя, если он поставлен не «по чести и по правде» (стихи 16, 19). Здесь притча перерастает в пророчество о судьбе Авимелеха и жителей Шехема, поддержавших узурпатора, причем в стихе 57 говорится даже о «проклятии Йотама».

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.